Для удовлетворения бытовых потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерений. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во столько-то раз больше человеческого роста.

Дизайнеру необходимо знать:

— откуда возникли применяемые им основные размерности;

— каковы соотношения отдельных частей тела нормального физически развитого человека и какое пространство ему необходимо при различных положениях и в движении;

— размеры предметов домашнего обихода, одежды и других, окружающих его предметов, емкостей и мебели;

— величину свободных проходов между мебелью, например, в кухне, половой, библиотеке и т.п., чтобы обеспечить удобные условия домашней работы и жизни с целью оптимального использования объема помещений;

— как целесообразно расставить мебель, чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия труда и отдыха;

— размеры средств транспорта, которыми пользуется ежедневно: железнодорожных и трамвайных вагонов, автомобилей и т.п.

Но человек — это не просто физическое тело, занимающее определенное пространство. Не менее важна забота о его физическом и психологическом комфорте, так как планировка помещений, их окраска, освещение, меблировка и оборудование оказывают на человека значительное влияние. Так клетчатый рисунок стены, выложенный керамической плиткой, может при больших размерах вызвать у человека агрессивность.

Пропорции человека

Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорций человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон jrioxn П гол о Mci в, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем канон Поликлета, который долгое время был общепризнанным, знаем исследования Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и ученых средних веков, и среди них прежде всего широко известен труд Дюрера. В этих исследованиях размеры человеческого тела определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы; позднее эти основные величины были приведены в такое соотношение между собой, что получили всеобщее применение в качестве единиц измерения. “Стона” (фут) и локоть сохранились в качестве общеупотребительных мер длины вплоть до нашего времени.

Исследования прошлого столетия, и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотою сечения, внесли большую ясность в этот вопрос. К сожалению, работа не привлекала к себе должного внимания, пока Э.Мес- сель не подкрепил своими исследованиями выводы Цейзинга (рис. 18).


Человек и занимаемое им место

Известно, что если взять истинные средние размеры человека, то их величины не могут удовлетворить нас полностью. Даже стоя человеку н>жно дышать, переминаясь с ноги на ногу. Поэтому данные размеры требуют увеличения в среднем на 10%. Ниже на рис. 19 показываются основные размеры, связанные с той или иной деятельностью человека.

Золотое сечение

Я уже говорил, что дизайн — это прежде всего порядок. В подтверждение к сказанному более всего порядок любит и создаст сама природа. Это кладезь разнообразия, совершенства, порядка и гармонии. Подобно тому как умелые руки винодела выстраивают в винном погребе строгие геометрические конструкции из укладываемых на хранение бутылок с вином, так и каждая часть растения, начиная от клетки, прожилки и кончая всем существом, располагается в строгом определенном порядке. При максимуме полезной отдачи занимает минимальный объем, тесно связана с внешними условиями обитания, согласована с ними формой, конструкцией, текстурой, фактурой и цветом. Человек — вечный ученик природы. Вольно или невольно он берет за образец окружающий его мир, когда стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его с окружающим миром. Испокон века все здоровое и естественное является для нас красивым, гармоничным, все противоестественное, аномальное, нездоровое воспринимается как нечто уродливое, безобразное, диссонирующее.

В 1958 году один из английских специалистов в области бихевиористики провел с группой лиц небольшой эксперимент. Из набора прямоугольников (рис. 20) он предложил выбрать те, которые испытуемые сочтут самыми красивыми по форме. Кстати, если вы хотите проверить свою способность чувствовать гармонию, не спешите читать дальше, а проделайте то же самое. Так вот, большинство опрошенных (35%) без промедления указали на фигуру, стороны которой соотносятся между собой в пропорции 21:34. Соседние фигуры также были оценены высоко, соответственно 20 процентов верхняя фигура и 19 процентов — нижняя. Всс остальные прямоугольники полумили не более 10 процентов голосов каждый. Этот тест — не только чисто статистический эксперимент, он отражает реально существующую п природе законе мерность. Известно, что в мире рас гении наиболее часто наблюдаются те же самые пропорции. Впрочем, причини здесь уже не эстетического порядка.



Математикам и людям искусства соотношение 21:34, точнее 0,61803... хорошо известно как золотое сечение. Художники, начиная с эпохи Восхождения, использовали в своих картинах золотое сечение, которое они считали идеальным выражением пропорциональности и которое они могли повсюду наблюдать в природе. Но в изобразительном искусстве и прежде подсознательно руководились этим правилом. При этом нередко бранись приближенные значения, например 3:5 (-0,600> или 5:8 (=0.625). В природе в большинстве случаев наблюдается нам нот более строгое соответствие. Гак, в корзин ках подсолнечника отклонение от золотою сечения составляет всего лишь четыре тысячных доли процента.


Как проявляется золотое сечение в природе, можно видеть на рис. 21 и 22. На первом из них изображен кактус.

На рисунке хороню различимо спиралевидное расположение скоплений колючек — гак называемых ареол. Начало спиралей приходится на верхушечную часть кактуса. Новые ареолы зарождаются именно здесь. По мере роста и развития они строго по спирали оттесняются к краям. Если внимательно вглядеться в рисунок, то можно увидеть, что спирали идут в двух направлениях: по часовой стрелке (таких спиралей 34) и прошв часовой стрелки (их ровно 21). 21:34. Это соотношение сторон того прямоугольника, который участники вышеописанного эксперимента назвали самым эстетичным, самым красивым по форме. Золотая пропорция (0,618034... :1) выдерживается здесь с точностью до 0,0065 процента 10,617647:1).


Если смотреть на тот же кактус со стороны, то обнаруживается, что спирали на сравнительно небольшом участке поверхности кактуса выглядят как прямые линии, идущие по диагонали сверху вниз и слева направо или снизу вверх и справа налево. На рис. 23 отображена растровая сетка, в точности передающая диагональное расположение прямых оригинала. Хорошо видно, что прямые, идущие в одном направлении, имеют меньший наклон, чем прямые, идущие в противоположном направлении. При этом лишь с различным наклоном располагаются на сетке так, что если вдоль горизонтальной прямой, проведенной от точки 0/0, начать считать диагонали, то в целом окажется, что на 0,618... диагональ, наклоненную вправо, приходится одна диагональ с левым наклоном. Читатель вправе задать вопрос, а так ли это на самом деле? Ведь не может быть дробных прямых, которые могли бы быть сосчитаны. Но на рисунке отчетливо видно, что вначале примерно на две диагонали, имеющие наклон вправо, приходится три, наклоненные влево (2:30,666), затем приблизительно на три с наклоном вправо — пять, имеющих наклон влево (5:8-0,625), и т.д. При этом точка пересечения диагоналей будет лежать тем ближе к горизонтальной прямой, чем точнее оказывается приближение к числу 0,618...

Если можно было бы дать аналогичную панорамную развертку растровой сетки, которая охватила бы целиком все растение, то обнаружилось бы, что на 21 диагональ с правым наклоном приходится 34 диагонали, у которых наклон в левую сторону, и что конечная точка нашей развертки точно совпала бы с ее началом Сточка О О). Созданная таким образом сеть линии оказывается в >сге- тичсском отношении столь же оптимальной, как и прямоугольник, построенный по принципу золотого сечения. Комплекс линии, имеющих вполне определенный н в то же время различным наклон, придаст полю изображения эмоциональное внутреннее напряжение и одновременно строгую уравновешенность. Эти принципы композиционного построения художественного произведения присущи многим полотнам старых мастеров живописи.

Попробуем проделать следующий опыт. Накладываем растров} ю сетку па репродукцию картины Никола Ренлльдо и Арчила (рис. 24). Все основные линии построения совпадают с растром. Даже множество второстепенных для сюжета детален и форм художник поместил в то поле внутреннего напряжения, на котором и построена вся картина. Обратите внимание на группу с колесницей, женскую фигуру рядом с лошадью. Пуссен резко акцентирует диагональное членение. Задается классическая схема динамической композиции. Харктерно, что в качестве доминирующего направления выбрана именно “активная диагональ — из нижнего левого угла в правый верхний. Ей подчиняются и фигура мужчины справа, и направление верхнего среза колесницы, и ряд других деталей.


Тому, кто посчитает лто делом случая или полагает, что картина Пуссена является исключением, мы рекомендуем перенести растровую сегку на прозрачный пластик и затем поместить ее на репродукции некоторых художественных полотен. Он будет изумлен тем, насколько часто композиции картин станут повторять динамику золотого сечения вплоть до ее зеркального отражения. Такие произведения, как “Ливийская сивилла" Микеланджело, “Поклонение пастухов" Тинторетто, “Вакх и Ариадна" Тициана, “Мадонна с длинной шеей” Пармиджанино, “Азия” Тьеполо (зеркальное отражение!), “Вакханалия" Пуссена, “Драка крестьян при игре в карты” Брауэра или “Праздник любви” Ватто (зеркальное отражение!) — это немногие примеры, которые лишь подтверждают общую закономерность.

Во все времена художники, осознанно или неосознанно, учились постигать законы эстетического восприятия, наблюдая природу. Живописцев всегда пленяла простая и одновременно рациональная геометрия форм биологического роста. Учитывая вышесказанное, возможно использование прозрачного пластика с растровой сеткой и при проектировании интерьера в целом, и при разработке отдельных его элементов. Мы с вами еще будем рассматривать вопрос о том, что диагональ является стержнем композиции, придает ей устойчивость. Наилучшим образом отвечают этому требованию диагонали, выполненные по правилу золотого сечения. Они в конечном итоге определяют построение композиции.

Золотое сечение в математическом смысле есть деление заданного прямолинейного отрезка на две части в среднем и крайнем отношении, или при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому.



Линия

По виду линии бывают прямые и кривые, длинные и короткие, гонкие и толстые, ровные и неровные. По направлению — горизонтальные, вертикальные, наклонные (рис. 26).

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная — передает стремление вверх; наклонная — вызывает неустойчивое положение; ломаная — ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия — это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Кроме движения, в ней заложен признак качения; спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.


Существуют понятия “вялая линия”, “напряженная линия", “динамичная линия”. Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Вам предстоит научиться сознательному использованию линий, развить в себе технику рисунка с использованием законов перспективы. В этом случае размером, наклоном той или иной линии вы сможете передавать как физические особенности: глубину рисунка конструкцию предметов, расположение светотени, — так и психологически воз действовать на зрителя.

Общие вопросы формообразования

Обшие принципы формообразования наиболее наглядно раскрываются в развитии органических структур и форм живой природы. Мы уже рассматривали с вами золотое сечснис в формообразующем процессе развития растений, животного мира и человека. Спиральный характер развития, начиная от одной клетки, зародыша, и кончая сформировавшимся целым организмом, характерны для живой природы. Многое из того, что создает природа, если не все, используется человеком в своем творчестве.

Создатель Хрустального дворца Джозеф Пакстон, в молодости страстный любитель-садовод, принял участие в конкурсе на разработку проекта ярмарочного павильона для Всемирной выставки в Лондоне (1851 год). Честолюбие Пакстона, присущее ему чувство новизны, горячее желание затмить конкурентов — все побуждало его искать эпохальные решения. Ему виделось сооружение. которое, несмотря на свои гигантские размеры, кс воспринималось бы как нечто тяжелое и неуклюжее, а, напротив, казалось бы почти невесомым. И тут бывший садовод-любитель вспомнил о некой растительной конструкции, которая сочетала в себе, с одной стороны, малые затраты строительных материалов, а с другой — высокую устойчивость и стать же высокую грузоподъемность. Ажурную конструкцию своего Хрустального дворца архитектор Джозеф Пакстон заимствовал у листьев тропических водяных лилий, которые достигают в диаметре двух метров, несмотря на незначительную толщину, достаточно прочны, чтобы выдержать на плаву тяжесть взрослого человека.

На островах Малайского архипелага почти ежедневно во второй половине дня разражаются тропические ливни.

Они сопровождаются ураганными ветрами, подвергающими листья пальм и других растений жесточайшим испытаниям на прочность. Крупные листья тропических растений, чтобы противостоять всем превратностям непогоды, используют принцип гофрирования, который заимствован у них человеком. Впервые эта идея была реализована в 1965 году при сооружении защитного навеса при въезде в один из самых длинных и глубоких современных тоннелей — тоннель под Монбланом.

Согласованность различных свойств формы природы: конструктивных, структурных, пропорциональных, фактурных — с условиями существования, целесообразностью и закономерностью являются определяющими эстетическими признаками и выражают соразмерность в общем единстве частей.

Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мошь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой и т.п.

Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют

а) се собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

б) се пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);

в) наконец, средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие и т.д.).

При общем согласовании и взаимодействии все эти качества могут быть необходимы в композиции, но композиционная выразительность может зависеть от изобразительного развития только некоторых из них:


1. От общего вида, конфигурации силуэта, очертания в простом или сложном выражении, через правильность или асимметрию, округлость или граненность, линейность, плоскостность или объем, контур или пятно и т.п. Эти свойства могут активно проявиться при выделении формы к фону или окружению за счет цветового контраста или техники исполнения;

2. От величины, массы, плотности, то есть количества материала, распределенного в пределах границ формы. В формы может быть усилена масштабом изображения;

3. От динамических характеристик, где сам вид формы, направление и расположение ее, развитие в пространстве — активное и пассивное, выражающееся в подвижности, устойчивости, напряженности, устремленности, направленности и т.п. Эти качества могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета;

4. От цветовых и фактурных качеств, когда выразительные возможности формы раскрываются при цветовом или фактурном взаимодействии с фоном или окружением, что может быть выражено в контрастных или сближенных соотношениях.

Для закрепления материала проведите наблюдение и конструктивный анализ имеющихся предметов <рис. 28). Выясните, насколько их форма с выраженными в ней свойствами удовлетворяет практическим и эстетическим требованиям. Как эти свойства проявляются в пропорциях и конфигурации. Затем предлагается разделить имеющиеся предметы на две противоположные группы:

а) “легкие” — стройные, приподнятые;

б) “тяжелые” — массивные, придавленные.

Закономерности их пропорционального построения выясняются по аналогии с природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:

а) конструктивные качества, вытекающие из функций предмета;

б) пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;

в) распределение массы в зависимости от значения частей и свойств материала;

г) выявление поверхности, ограничивающей форму, в зависимости от распределения массы и свойств материала.

Практическая оценка этих свойств используется для построения различных форм в “легкой” и “тяжелой” группах. Определяются их предельные состояния и связанные с ними выразительные особенности. Ставится задача преобразовать форму из одного вида в другой, например, перевести ее из “легкой” группы в "тяжелую” и наоборот с частичным изменением предметных функций.