Существует шутливое выражение: “Поэту или художнику достаточно показать только женскую пяточку, остальное дорисует воображение". В отношении художника-модельера говорят: “Он чувствует линию". И то, и другое необходимо дизайнеру в его творческой работе.

Существуют способы развития пространственного воображения. Один из них — прорисовывание не только того, что вы видите, но и обратной стороны предмета. Это поможет вам избавляться от досадных ошибок и промахов в работе, а заодно приучит вас мысленно видеть весь предмет в целом.

Художники рекомендуют ставить мольберт не прямо перед натурой, а боком к ней — с левой стороны, чтобы этим продлить время на переосмысление увиденного и не позволять себе рисовать, как на стекле.

В живописи не допускается пользование измерительными инструментами или приемом промерки пропорции с помощью карандаша, удерживаемого в вытянутой руке. Глаз точнее циркуля, впечатление ярче, чем копия с натуры, говорят мастера.

Попробуйте потренироваться в проведении параллельных линий на глаз, в разбивке отрезков, кратных одному миллиметру или сантиметру. Если ошибка в разбивке не превышает истинной величины, у вас хороший глазомер, в противном случае вам необходимо его развивать.

Очень часто начинающий дизайнер старается вообразить, разглядеть и нарисовать каждую деталь предмета “отдельно”, го есть вне зависимости от целого, и рисует по очереди вначале одну часть предмета, потом другую, затем третью, забывая о пропорциях, композиции, цветовых соотношениях. В результате получается рисунок "сеятеля”, как у Остапа Бендера на пароходе.

Гармония — в пропорциях предмета. Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. Ищите компоновку, думая о пропорциях. Определяйте пропорции, думая о композиции.

Наиболее сложной объемной формой является форма человеческого тела, дизайнер, занимающийся разработкой, например, профессиональной одежды для какого-либо предприятия, должен хорошо представлять себе фигуру человека. В принципе любую часть тела можно задрапировать, используя всего три геометрические формы — шар, конус и цилиндр, а также правильно применяя плоскости сечения. Зная, что шар можно представить в виде отдельных соединенных между собой сегментов, разворачивающихся в плоскость, и что также в плоскость можно развернуть конус и цилиндр, и зная особенности строения различных человеческих фигур, можно изготовить любую выкройку на любую фигуру, с учетом максимального удобства при выполнении той или инои работы.

Правильное изображение предмета на рисунке или чертеже требует от дизайнера большого искусства и знания перспективы, умения объемную форму выполнить в плоскостном веке. При этом он обязательно сталкивается в своей работе с понятием ракурса.

Ракурс (фр. укорачивание) — рисунок предмета и перспективе с сокращением удаленных от переднего плана его частей. Резкое сокращение наблюдается, когда предмет имеет наибольшее измерение в направлении, перпендикулярном к картине (рис.30).