Для большей живописности и полноты изображаемого сюжета допускаются отступления от правил:

1. Когда на картине желают изобразить такие предметы, совокупность которых не может быть видима с одной точки зрения, либо для того, чтобы определеиым образом воздействовать на зрителя; в этом случае разные части картины рисуют с разных точек зрения (рис. 35а,б).

2. Когда на картине изображаются поверхности вращения (рис. 35г) или такие поверхности» относительные размеры и формы которых нам заранее известны (люди, животные).



3. Когда картина имеет значительные размеры.

Следует заметить, что подобные отступления от правил должны быть сделаны искусно и не бросаться в глаза.

Так, в известной картине Паоло Веронезе Брак в Кане Галилейской" семь точек зрения и пять горизонтов, причем все эти отступления целесообразны, оправданы и не бросаются в глаза.

Например: необходимо искусственно увеличить на картине площади уходящих в перспективу граней предметов, плоскостей стен, потолка, пола (рис, 35в).

Проецирование какого-либо пред- мета на плоскость — совокупность построений для получения его проекции на этой плоскости, последовательное нанесение точек и контуров предмета. Проецирование различают параллельное и центральное (рис. 36),

1. Параллельное проецирование — проецирующие лучи параллельны.

Бывает:

а) прямоугольное или ортогональное, когда параллельные лучи падают на картинную плоскость под прямым углом;

б) косоугольное — когда параллельные лучи падают на картинную плоскость под косым углом.

2. Центральное перспективное или коническое проецирование. Когда лучи исходят из одной точки зрения, а параллельные линии предмета имеют точку схода. Если точку мысленно перенести в бесконечность, то получим аксонометрическую проекцию предмета.