Образное отражение действительности свойственно всем видам искусства, но характер отражения в каждом из них различен. В живописи, скульптуре и графике образное отражение проявляется в форме непосредственного воспроизведения явлений. В дизайне, декоративно-прикладном и оформительском искусстве отражение действительности определенным образом трансформируется в зависимости от материала исполнения и назначения вещи (рис. 59, 60).

Итак, характер изображения прежде всего зависит от материала в котором воплощается ваша художественная идея.

Однако сам по себе материал не ограничивает художника-дизайнера в поисках того или иного композиционного или цветового решения. Здесь возможна определенная свобода реализации авторского замысла. Например» декоративная чеканка может представлять собой вполне самостоятельную сюжетную композицию. Гобелены, панно, декоративные ткани» несмотря на различие используемых материалов, могут быть самостоятельными по изобразительной форме произведениями, хотя объединены в интерьере одним общим замыслом дизайнера.

Как правило, материал не существует сам по себе. Он, в свою очередь, может быть преобразован в предмет практического назначения. Например, металлический или глиняный кувшин, деревянная посуда, различные керамические изделия и т.п. Если вы захотите как-то украсить или оформить эти предметы, ввести в них то или иное изображение, вам придется учитывать не только материал, но и предмет, который изготовлен из этого материала.

Предмет нужно художественно почувствовать, ибо его форма, его поверхность — это не просто поле для живописи, выжигания, резьбы или чеканки. В самой форме, в поверхности предмета заложена определенная композиционная мысль. Следовательно, вы учитываете этот момент, вы уже не свободно располагаете собственным воображением, а обязательно сочетаете его с предметом.

Кроме предмет ных изображений, дизайнером широко используются не- предметные: цветовые полотнища, различные геометрические фигуры, объемные формы, символы и орнамент — все это помогает разнообразно решать композицию пространства. Здесь художник-дизайнер выступает как режиссер пространства: он может иллюзорно улучшать параметры интерьера, сделать шире стены, увеличить высоту потолка, предложить компактное и удобное размещение мебели. В экстерьере дизайнер может облегчить и расширить городскую площадь, придать ей праздничность» то или иное настроение или. если это необходимо, подчеркнуть отдельные выразительные стороны архитектуры улицы, удачно применить искусственное освещение, использовать фонтаны, выделить зеленые насаждения и т.д.

Кроме того, дизайнер должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов.

Чтобы развить в себе творческое воображение, лучше всего начать с небольших композиционных форм.

В творческой практике дизайнеру часто приходится иметь дело с плакатом, рекламой, стендом, небольшим панно. Поэтому в данной книге рассматриваются и эти вопросы.