Особенно большую роль играет воображение в искусстве: каким бы видом художественного творчества ни занимался человек, воображение помогает ему мысленно представить результаты своего труда, принять правильное решение по реализации задуманного.

Допустим, вам нужно оформить выставочный стенд. У вас есть определенный изобразительный материал: фотографии, репродукции, различные тексты. Все это нужно скомпоновать на плоскости таким образом, чтобы в итоге работа отвечала своему назначению. Значит, прежде чем приступить к практическому исполнению, необходимо сперва поразмыслить и решить, что можно извлечь нэ имеющегося материала, как его использовать, дабы не получилось примитивной наглядной информации. В конечном итоге вам нужно создать образ темы, который вызвал бы у зрителя определенный эмоциональный отклик. В этом и поможет вам воображение. Вы должны увидеть в своем изображении законченное произведение во всей целостности и представить главные детали, а затем закрепить это в эскизах. Итак, творческое воображение помогает заранее представить цель своего труда и создать образ темы.

Каждый специалист-дизайнер находит собственный путь к решению темы на основании накопленного опыта, своего художественного видения — в этом секрет неповторимой уникальности настоящего художественного произведения. Так, работая над одной и той же темой, используя один и тот же материал, два дизайнера обязательно создадут различные композиции, ибо каждый из них по-своему “увидит" образ темы.

Итак, процесс творчества сложен и индивидуален. Попробуем разобраться в некоторых его явлениях и связать их с практическими заданиями.

Прежде всего вы должны воспринимать действительность, чувствовать красоту окружающих вас предметов, явлений природы и т.п.

В начале этой главы мы говорили о способности художника-дизайнера заранее предусмотреть результат своего творчества, то есть увидеть то, чего пока нет, — представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения.

Творческое воображение практически безгранично. Например, можно представить Москву триста лет назад.


Воображение рисует вам людей, одетых своеобразно, в духе того времени, деревянные дома и мостовые, движущиеся повозки и т.п. Воображение наделяет весь этот пестрый водоворот определенной динамикой, выстраивается композиция, раскрывающая жизнь большого торгового города. Итак, возникает целая картина, воспроизводящая образ прошлого (рис. 61).

Совсем необязательно включать в композицию много элементов, можно ес построить, изобразив минимум дета лей, и чем их будет меньше, тем следует более усилить их характерность, типичность.

В декоративно-оформительском искусстве тема необязательно выражается через изображение конкретных предметов. И нота следует стоить композицию, используя не предметные формы, но об этом вы узнаете в следующей главе.