До сих пор мы говорили, что художник-дизайнер, формируя образ, постоянно держит во внимании конкретное явление действительности. В своей работе он идет от восприятия объективного мира, и весь последующий творческий процесс является следствием этого восприятия. Реализуя свой замысел, дизайнер большое значение придает форме, характер которой зависит от цели творчества. Комбинации различных форм и различных цветовых сочетаний могут изображать группу реальных предметов, но могут выражать и настроение или ассоциацию.

Как было сказано выше, композицию можно строить, используя и непредметные формы. На рис. 67 изображены черные квадраты н белые пятна, которые по-разному сочетаются. Это вызывает у зрителя различные ощущения, хотя никаких предметов, ни тем более чисто сюжетных ситуаций не изображено.

Важнейшим средством построения данной композиции является ритм, то есть чередование различных элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность.

В изобразительном искусстве геометрически правильный ритм (кроме орнамента) — явление нечастое: он утомляет. На рис. 68 изображены штрихи, чередующиеся в разных ритмах, каждый ритм различен по выразительности, по характеру производимого им впечатления.

Однако не нужно думать, что геометрически правильный ритм принципиально недопустим. Нет. Художник- дизайнер вправе использовать и его, если к тому понуждает смысл произведения.

Непредметные формы в композиции способны вызвать ассоциации предметов, но не в этом суть. Прежде всего они способны “изобразить” определенные чувства в их общем, неконкретном плане, создать то или иное настроение — все это необходимо учитывать уже в начале работы, это помогает найти нужный эмоциональный тон произведения.


В основе композиции может быть заложено как симметричное, так и асимметричное размещение ситуации.

Понятие симметрии на плоскости выражается одинаковостью правой и левой части предмета относительно оси симметрии (рис. 69а).

Абсолютно точного соответствия правилам симметрии в живой природе нет — всегда имеют место индивидуальные отличия, вариации. Даже правая и левая половины одного и того же лица неодинаковы, что легко обнаружить, разрезав зеркальные фотоизображения по оси симметрии и составив новые портреты из двух правых и двух левых половинок (получится два совершенно разных лица).

Закон симметрии внешне заложен в самом человеке и контролируется его мозгом. Левая рука, если ее положить рядом с правой, очень точно повторяет все движения своей соседки: только при этом все движения левой руки направлены в обратную сторону. Если хотите без долгой подготовки научиться рисовать или писать левой рукой, возьмите в левую руку карандаш, а в правую — какую-нибудь палочку. Правой рукой водите своей палочкой, будто вправду пишете; и левая рука без запинки повторит все ваши движения, только в обратную сторону. Написанное левой рукой придется читать в зеркале; если напишете на прозрачной бумаге, переверните листок и читайте написанное с оборота.

Этот прием может пригодиться вам для выполнения несложных симметричных рисунков, например, узоров сразу двумя руками.

Равновесие необязательно выражается симметрией. Рассмотрим это на примере. Попробуем разрушить симметрию (рис. 696). Симметрии не стало, однако сохранено ощущение симметрии. Следовательно, она может разрушаться только до того момента, пока будет сохраняться ее ощущение. В этом залог целостности и уравновешенности.

Художник различным образом использует сочетание форм. На другом рисунке нет упорядоченности — хаос (рис. 70а). Но введем черное пятно — появилась устойчивость, в изображении явно прослеживается диагональ, в данном случае она-то и является стержнем композиции (рис. 706). Кстати, еще в прошлом веке диагонали придавали очень большое значение при создании картины. Вспомните золотое сечение.

На правильное построение композиции оказывает влияние форма предмета (ее динамические свойства) и непосредственно — изображение движущегося предмета в его динамике (рис. 71).

Сравните попарно два предлагаемых рисунка. На одних изображены непредметная динамическая форма, на других — бегущий мальчик. Как видим, в том случае, когда перед как бы движущейся формой или бегущим мальчиком имеется "воздух”, компоновка выглядит более удачной.

Несколько слов о тоне и цвете.

Тон — это светосила цвета. Мы говорили о черном и белом. Средним в отношении к этим двум тонам является серый.

Самое простое — принять серый тон как смешение черного и белого. Будучи по природе своей ахроматическим, серый тон представляет собой в одно и то же время ослабленный черный и утемненный белый. Черный, серый, белый — основа всякого тонального изображения. Причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен (рис. 72).

Сравните два варианта одного и того же мотива (рис. 73а). Тональный переход черного в белый в первом случае смягчает силу контраста двух пятен, как бы растворяя один цвет в другом. Это свойство промежуточного тона дает возможность использовать самые различные варианты тональных отношений.


Может иметь место и обратный эффект (рис. 73в). Если тема решается не как столкновение белого и черного, а как столкновение белого и серого, то при этом черный тон в силу своей активности не может быть смягчающим, Значит, если дизайнер в “серо-белую" композицию вводит черное, то лишь как ударный акцент. Поэтому введение черного должно быть очень продуманным.

При работе цветом дизайнеры следуют тем же принципам, что и в тональной теме: целостная соподчиненностъ всех элементов, выразительный ритм, контраст — все это остается. Но цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру дополнительными модуляциями “теплого’ и “холодного’. Правильно разобраться в сложности этих соотношений помогает лишь ясно осознанная цель, творческий замысел.

Допустим, вы создаете композицию в очень теплой цветовой гамме. Если нужен контраст к какому-либо цвету этой гаммы, то можно взять цвет из ряда “холодных". Сколько и где именно нужно этого “холодного”, заведомо предсказать нельзя, здесь все решает своеобразие конкретной работы, индивидуальная цель автора.

Говоря о цветовом контрасте, под “теплым” цветом мы понимаем красный и ему родственные цвета, а под “холодным" — синий и родственные ему. Но “теплая” гамма и сама по себе внутренне контрастна. Например, красный и коричневый цвета — оба “теплые”, Но коричневый ’холоднее” красного — вот и контраст внутри гаммы. Следовательно, закономерность контрастов возникает в процессе творческого поиска.

В рекламном искусстве используется и другой метод. Он происходит от назначения рекламы привлекать зрителя. Например, сочетают три совершенно разных цвета — желтый, черный, красный. Отношение этих цветов друг к другу по ритму, массе, по количеству и яркости создаст определенную неповторимость композиции.

Мы коснулись лишь некоторых моментов работы дизайнера. Предусмотреть все возможные варианты композиционных комбинаций нельзя. В результате творческого поиска могут быть иные, порой даже неожиданные решения. Индивидуальное воображение дизайнера, своеобразие творческого почерка играют здесь решающую рать.

Композиция, которую вы будете создавать, может состоять из непредметных форм, например из геометрических фигур. Но при этом вы должны помнить о той задаче, которую ставите перед собой. Пример, как можно себе представить новостройку, изображен на рис. 74.

Кроме того, в нашем распоряжении имеется еще одно выразительное средство: объемная форма (рис. 80). Как и цвет, форма в нашем представлении тоже связывается с определенным ощущением. Возьмем, к примеру, шар и куб. Эти формы вызывают ощущение противоположности, близкое ощущению контрастности, вызываемое сочетанием черного и белого цветов (рис. 81).

Как видим, иметь шар, куб, черный и белый цвета — этого уже достаточно для различных композиционных поисков. Округлые, обтекаемые, плавные формы — одно ощущение. Угловатые, рубленые, энергичные формы — другое.

Изготовлять проект в макете лучше всего из тонкого картона или плотной бумаги. Сделанные из такого материала композиции выразительны, просты и доступны каждому.

При выполнении этого задания необходимо развитое художественное воображение, без которого невозможно разнообразно, творчески подойти к использованию непредметных форм.

Умение работать с объемными формами необходимо каждому дизайнеру.