Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения. Аналогично в архитектуре выражение внешнего вида здания определяется его предназначением (кафе, коттедж, гостиница, офис, магазин и т.д.). Большое значение во внешнем облике общественных зданий имеет правильное фасадное решение его органическая взаимосвязь с внутренним интерьером. Как большие, так и малые формы имеют общие закономерности. Это — устойчивость, легкость, динамичность.

В дизайне различают три формы:

1) функциональную, или утилитарную, определяемую предназначением предмета или утилитарными потребностями человека;

2) конструктивную, требующую знания физических, механических, химических, электрических и других свойств материалов;

3) эстетическую, отвечающую высокому художественному вкусу дизайнера.

Дизайн должен учитывать моду, технические, конструкционные, материальные и финансовые возможности.

Форма — понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Исходя из свойств материи, изделие я своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.

Композиция — построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Важнейшими формообразующими категориями или средствами композиции являются объемно- пространственная структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; колорит.

Эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством является важнейшей категорией композиции и называется объемно-пространственной структурой (сравните автомобиль, самолет, автобус).

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы называется тектоникой. Сравните, например, особенности тектонического строения легкого, всеми своими формами устремленного вперед гоночного автомобиля и обычного автомобиля с небольшой скоростью движения.

Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов, называют метрическим (бусы, вагоны Электропоезда, гирлянды цветов).

Строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов, называют ритмическим (ветки у ели). Метрический ряд характерен тем, что отдельные равные части размешаются через одинаковые интервалы (простой ряд). С помощью его достигается строгость и уравновешенность, По сравнению с простым рядом ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Он более живой, даст возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения. Большое воздействие на человека оказывает не только форма, но и цвет предмета. Свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого им света называется колоритом.

В результате многовековой творческой практики было создано большое количество цветовых рядов, в построении которых используется то или иное свойство цвета, тональность, яркость, оттенок (нюанс).

Цветовая и пластическая гармония вешественной среды не может быть достигнута без связи с физическими свойствами поверхности, фактурой — внешние свойства поверхности (гладкая, шероховатая, зеркальная) и текстурой — внутренняя структура материала (дерево, металл, стекло).

Чтобы выявить спои способности в этом плане, попробуйте подобрать сочетания из трех, четырех цветов и фактур (рис. 86)

Таким образом, гармоничность и единство достигаются фермой, цветом, фактурой, текстурой, пропорциональностью, масштабностью р нюансом и контрастом.

Где пропорциональность — соразмерность целого и частей; масштабность — соразмерность принятому эталону (человеку); нюанс — незначительное расхождение в форме и цвете; контраст — подчеркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре, массе. Например: нежный, изящный цветок на грубой поверхности коряги.


Существует два вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная (фронтальная).

В том и другом виде различают композицию: статичную (мебель), динамичную (транспорт), симметричную и асимметричную.

Становление и развитие устойчивой системы, красивой предметной среды проявляется в стилевых формах архитектуры, изобразительного и прикладного искусства (костюма, мебели, посуды) и наблюдается в каждой исторической эпохе.