Смотрите на предметы как бы вскользь. Не всматривайтесь в каждый предмет отдельно. В поле зрения держите постоянно весь мотив, пока не найдете основные цветовые отношения.

Композиция — творческий процесс. Непроизвольный вариант случаен. Чтобы воплотить идею сюжетного и пластического замысла, дизайнеру необходимо вмешаться, внести свой порядок.

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В КОМПОЗИЦИИ целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции (рис. 88, 89). При расстановке предметов интерьера меняйте точку зрения на предметы, пока не найдете тот вариант, который отвечает вашему замыслу, чувству красоты и вкусу.

“Что значит компоновать? Это значит красноречиво сочетать” (Делакруа).

“Я считаю, что поставить перед сот бой толково натуру — это значит почти сделать картину" (Машков).

Основные принципы построения композиции

1. Выбор характерных элементов композиции:

— объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

— выявление наиболее важной однородности которую необходимо подчеркнуть я композиции;

— включение в композицию контрастов которые создают в ней напряжение, например хрустальные сосуда выглядят в контрасте с изделиями из керамики. При этом нужно помнить, что одни изделия, как правило, проигрывают в сравнении с другими. Например, керамика проигрывает хрусталю.


2. Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

— материале,

— деталях;

— цвете;

— форме.

3. Основа живой композиции — неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции — симметрия.

Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены),

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент — залог успеха в творчестве. Старайтесь посте создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.