Чем большее количество света отражает предмет, тем он кажется белее; чем большее поглощает, тем он кажется чернее.

В природе не существует материала, отражающего или поглощающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеального белого, ни идеального черного цвета. Самый белый цвет имеет порошок химически чистого сернокислого барин, спрессованный в плитку, который отражает 94% падающего на него света

Цинковые белила несколько темнее сернокислого бария, еще темнее свинцовые белила, гипс, литопонные белила, писчая бумага высшего сорта, мел и т.д. Наиболее темной является поверхность черного бархата, отражающая около 0,2% света.

Цветовым тоном (цветом) называется свойство цвета, позволяющее глазу человека воспринимать его хроматические цвета, он обозначается греческой буквой А, определяется длиной световой волны и лежит, как мы уже рассматривали, в пределах от 760 до 380 ммк.

Светлота — это способность цветной поверхности отражать большее или меньшее количество падающих лучей света.

Насыщенностью хроматического цвета называют способность его сохранять свой цветовой тон при введении в его состав различных количеств серого ахроматического цвета, равного ему по светлоте.

Чистотой цветового тона называется изменение яркости цвета под влиянием большего или меньшего количества ахроматического света (от черного до белого), обозначается буквой Р. Чистый спектральный цвет имеет чистоту, равную единице. Чистота разбавленных цветов меньше единицы.

Смешением цветов называется процесс действия на глаз сложного цветового потока, состоящего из световых волн различной длины, в результате чего человек видит суммарный цвет.

На принципе пространственного смешения цветов основана мозаичная

монументальная живопись, в которой рисунок набран из отдельных разных по цвету мелких частиц минералов или стекла, Этот вид смешения цветов называется слагательным, или аддитивным.

Но не всегда при смешении двух хроматических цветов получается смешанный хроматический цвет. Так, при смешении диаметрально противоположных цветов, расположенных на цветовом круге, получается ахроматический грязно-серый цвет,

Количественная оценка цвета

Для цветового тона, чистоты цвета и отражения цветом света установлены количественные оценки. В 1931 году международная комиссия рассмотрела и утвердила систему графического определения цвета, действующую и в настоящее время. Эта система построена в прямоугольных координатах на основе трех основных цветов — красного, зеленого и синего и представляет международный цветовой график (рис. 100, 101).

Отражение цветом света

Мы рассмотрели понятие цветового тона и чистоты цвета.

Третья количественная оценка цвета — коэффициент отражения цветом света, который условно обозначается буквой р. Он всегда меньше единицы. Коэффициенты отражения окрашенных или облицованных различными материалами поверхностей оказывают огромное влияние на освещенность помещений и всегда принимаются во внимание при проектировании отделки зданий различного назначения. Следует учитывать, что с увеличением чистоты цвета коэффициент отражения уменьшается н, наоборот, с потерей чистоты и приближением его к белому коэффициент отражения увеличивается.


Коэффициент отражения света поверхностями и материалами зависит от их цвета и составляет:

— для поверхностей, окрашенных в цвета:

белый 65-80%

кремовый 55-70%

соломенно-желтый 55-70% желтый

темно-зеленый

светло-голубой

голубой

темно-голубой

черный

палевый

бледно-розовый

слоновая кость

бледно-зеленый

красный

коричневый

терракотовый

бежевый

серый

— для поверхностей облицованных: мрамором белым 80%

кирпичом белым 62%

кирпичом желтым 45%

кирпичом красным 20%

темным кожзаменителем 40-20% линолеумом коричневым 5-10% светлыми древесными плитами 40-50%

белым кафелем, фарфором, эмалью 60-75%

— для покрытий:

бетонного 20-30%

хромированного 60-70%

никелированного и алюминиевого 55-60%

— для отдельных видов материалов:

белила цинковые чистые 76% литопой чистый 75%

бумага слегка желтоватая 67% известь гашеная 66,5%

— для поверхностей, оклеенных обоями:

светлыми (серыми, песочными, желтыми, розовыми, бледно-голубыми) 45-65%

темными различных цветов 45% и менее

При окраске и облицовке поверхностей обычно применяют цвета, отражающие свет в следующих процентах: на потолках 70-85%

на стенах (верхняя часть) 60-80% на панелях 50-65%

цвет мебели и оборудования 50-65%

полы 30-50%

Матовые окраски, облицовки с диффузным (рассеянным) отражением света создают условия наиболее равномерного (без бликов) освещения, что обеспечивает нормальные условия для органов зрения.