При отделке поверхностей в два цвета в нижнюю часть следует помещать темный цвет, в верхнюю — более светлый, что создает большую устойчивость <рис. 102). Однако иногда (например, при отделке стен) тяжелые цвета можно помещать и вверху, тогда верхняя часть поверхности (темная) должна быть меньше нижней (светлой).

На рисунке ясно видно, что наиболее благоприятное впечатление производят четвертый и пятый прямоугольники.

Чтобы установить размеры поверхностей под отделку, на листе серой бумаги вырезают рамку и в нее помещают один из имеющихся цветных образцов. На него сверху постепенно надвигают образец другого цвета так, чтобы добиться наиболее удачного соотношения.

Если небольшие красные и серые кружки диаметром около I см расположить на черном фойе и смотреть на ни> с расстояния 1 метра, нам будет казаться, что кружки лежат в двух разных плоскостях: красные — ближе, а серые — дальше.

Как правило, теплые тона обладают свойством приближаться, а холодные — “удаляться. Сравните оранжевый и желтый с синим и бирюзовым. Разбавленные хроматические цвета утрачивают свойства оптической иллюзии: разбавленный оранжевый кажется менее близким, чем насыщенный оранжевый, Среди ахроматических цветов светлые воспринимаются как приближающиеся, темные — как удаляющиеся При отделке интерьера помещения подбором цвета окраски поверхности можно достичь кажущегося уменьшения или увеличения помещения.

Кроме того, всякое членение стен по горизонтали, например, устройство панели, фриз и бордюров, зрительно снизит высоту помещения, причем, чем больше площадь помещения и чем шире фриз, бордюр или панель, тем ниже оно будет казаться. Поэтому при небольшой высоте помещения цветную окраску стен и оклеивание обоями следует делать как можно ближе к потолку и полу.

Гармоничные сочетания цветов применяются при окраске одной и той же поверхности стены, разделенной на гобелены и панели, путем подбора цветовых тонов перед окраской Подбор нужного цветового тона достигается с помощью разбелов и затемнений одного и того же пигмента либо колера.