В отношении стайлинга горячие спори ведутся по сей день. Одни считают, что это — дань моде, что ничего нового, кроме необычной формы, стайлинг не привносит, другие доказывают, что за стайлингом будущее. Так что же такое стайлинг? Как утверждают ученые мужи, это — разработка новых и модернизация старых промышленных изделий с целью коммерческой выгоды, основанная на последних достижениях науки и техники, привлекательности товара и соответствии его господствующей моде.

Идея придать изделию внешнюю форму, которая не только бы отвечала назначению вещи, но и ласкала взгляд потребителя, далеко не нова. Уже предметы каменного века не только обладали потребительскими свойствами, но и отвечали эстетическим потребностям людей. Кстати сказать, секрет древних мастеров, связанный с обработкой камня с целью его сохранения, не раскрыт по сей день. Мы и сейчас находим не тронутые временем орудия их труда с удивительно гладкой и прочной поверхностью.

Интересно посмотреть на соотношения , складывающиеся между чисто техническими качествами и внешним видом предметов, которые изготавливались в различные периоды человеческой истории. Особенно хорошо это видно на образцах оружия XV—XVIII вв. Мечи и доспехи вначале имели исключительно функциональный характер и обладали функциональной формой. Постепенно некоторые из них все больше и больше стали украшаться благородными металлами и драгоценными камнями. Со временем они превратились из боевого оружия в церемониальную принадлежность.

С развитием техники, обострением международной конкуренции уже в 20-е годы нынешнего столетия к развитию новых изделий стали активно подключаться художники.

В последние годы промышленный дизайн превратился в самостоятельную отрасль. Принципы дизайна стали распространяться на все сферы материального производства.

Анализируя весь комплекс вопросов, связанных с дизайном, необходимо хотя бы кратко остановиться на основных задачах, решаемых промышленным дизайном, тем более что они присущи любой сфере дизайна, в том числе дизайну интерьера.

Итак, промышленным дизайном рассматривается и определяется:

1. Новая эстетическая форма и цвет изделия: как должно выглядеть изделие, чтобы удовлетворить самые взыскательные запросы потребителя;

2. Соответствие изделия конституции человеческого тела, антропометрическим и эргономическим требованиям;

3. Соответствие изделия техническим функциям и возможностям;

4. Безопасность, удобство в работе и рентабельность изготовления;

5. Использование марки предприятия и его названия.

Итак, как видим, промышленный дизайн включает в себя все те взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком и изделием. Для анализа этих взаимосвязей специалисты используют данные психологических и физиологических исследований человека. Их цель — обеспечить гарантию наибольшего соответствия формы изделия его функциям.

Антропометрия и эргономика

Изучением человеческого тела занимаются две отрасли науки: антропометрия и эргономика. Они существенно облегчают работу дизайнера В середиие 40-х годов эти отрасли развивались особенно бурно, и сейчас практические результаты и к развития широко применяются в промышленном дизайне

Антропометрия изучает размеры человеческого тела и функции: анатомические, физиологические и психологические.

Эргономика изучает движение человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека.

Антропометрия и эргономика обогатили промышленный дизайн дополнительными научными данными и создали научную базу дизайна. Дизайнер получает антропометрическую информацию в виде норм и стандартов, к примеру, средние данные по организму человека, о положении конкретного органа и его функционировании при выполнении тех или иных работ. Однако иногда средних данных бывает недостаточно. Дизайнер должен постоянно иметь в виду, что размеры организма человека неодинаковы у различных этнических групп. Сравните (см. таблицу).

Данное обстоятельство имеет важное значение прежде всего для тех международных концернов, которые поставляют продукцию во все или почти во все страны мира. Например, когда японские фирмы стали продавать свои автомобили на европейском рынке и в США, они были вынуждены приспосабливать размеры машин к среднему росту европейца и американца.

Область применения эргономики довольно широка. Она охватывает организацию производственных и бытовых рабочих мест, а также промышленный дизайн. К примеру, скажем, что при езде на автомобиле и управлении им исследуются: способность к восприятию, быстрота реакции, возможности человека оценивать расстояние во время езды, движение ног в процессе ускорения и торможения, а также другие факторы. При этом вопросы обеспечения безопасности играют исключительно важную рать.

Человек может одновременно контролировать и умело обращаться лишь с определенным числом приборов и рычагов. Их оптимальное расположение и оформление на рабочем месте входит в задачи промышленного дизайна. Существенную помощь в этом деле оказывает эргономика. Последнее особенно важно при осуществлении автоматизации и механизации рабочих мест.


Разрабатывая или конструируя новое изделие, промышленный дизайн занимается решением целого ряда вопросов. Например, какой высоты должен быть кухонный стол в отличие от стала для теста, или какой из имеющихся видов сырья более всего соответствует требованиям клиента? Кухонную мебель, скажем, можно изготавливать из таких материалов, которые позволяют домашней хозяйке резать хлеб и мясо прямо на поверхности встроенной мебели, а не на отдельной разделочной доске. Проблема в таком случае заключается в том, сколько стоит такая кухня.