Слово “семантика’’ в переводе с греческого — обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы пред мета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.

Сочетания бывают трех видов:

— пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, в гантели два шара соединяются путем третьего элемента — ручки (рис. 106);

— активные соединения, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. Например коробка и ее крышка;

— агрессивные соединения. Агрессивное видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как бы врезается в другой. Например, как топор в полено.

Кроме сочетаний, различают:

— семантику переносной формы. Например, такую форму имеет штемпель или шахматная фигура;

— семантику тянущейся формы, когда, например, предмет данной формы хочется перетянуть из одного места стола в другое — он имеет форму салазок;

— семантику вращающейся формы, например, цилиндр или винт самолета;

— семантику динамической формы (см, ниже);

— семантику обтекаемой формы, например, форма падаюшей капли или шара. Причем форма капли является динамичной, а форма шара — статичной, однако малоустойчивой, сравните со статичной формой куба

Противоположностью обтекаемой формы предмета является угловатая форма, которая в зависимости от ост роты углов может быть пассивной или агрессивной.

Все эти соединения и формы оказывают свое определенное воздействие на человека, которое дизайнер должен учитывать в работе.

Динамические формы — наружный вид (внешнее очертание) предметов или изображений, выражающий видоизменение, развитие, движение рост. На рисунке 107 приведены примеры из живой природы; в наружных формах отчетливо видна динамичность:

а — различное расположение листьев на стеблях — листья растут на стебле по спиральной линии;

б — диск подсолнечника — ячейки для семян образуют две группы пересекающихся кривых — спиралей логарифмических;

в — раковины, формы которых иллюстрируют ритмичное возрастание.

Динамика прямоугольников. Определенная система расположения прямоугольников может служить канвой для оформлен и я динамического изображения. На рисунке 108 квадрат является основой для построения:




На рисунке 109 приведены примеры схем рисунков, выполненных циркулем из центров, расположенных в разных местах. При работе с циркулем следует обратить внимание на то, что при расположении центров на одной прямой иногда целесообразно рас пат а гать их один от другого на расстояниях, увеличивающихся в геометрической прогрессии, выбирая для конкретного случая подходящий знаменатель прогрессии.