Приемы отделки и материалы находятся в тесной зависимости от назначения помещений и архитектурно-композиционных особенностей их интерьеров (высота, ширина, глубина). Восприятие пространства помещения во многом зависит от поверхности отделки, сопоставления декоративных свойств материалов (фактуры, цвета) и приемов освещения.

Ощущение большей высоты создается при едином цветовом решении стен и потолка, то есть когда не фиксируется примыкание потолка к стенам. Это ощущение может быть подчеркнуто контрастным решением пола — темного при общем светлом колорите стен и потолка; или светлого — при приглушенных, темных тонах стен и потолка. Эффект белого пола, на котором как бы нет падающих теней, то есть нет самой плоскости, усиливается освещением. Это может быть свет от направленных источников, скрытого подсвета по периметру пола или в оборудовании, а могут быть и светоизлучающие полы. Белые светящиеся полы создают ощущение простора, праздничности, могут подчеркнуть высоту помещения. Зрительное увеличение высоты создается также полированными патами и полами с крупным контрастным рисунком, который как бы разрушает плоскость.

Вертикальные членения стен вызывают ощущение увеличения высоты, горизонтальные — более низкого пространства.

Восприятие большой высоты достигается приемами отделки полов (рис. 174, I):

а) контрастным тоном всей поверхности;

б) контрастным рисунком;

в) полированной поверхностью;

г) использованием подсвета.

Зрительное увеличение высоты помещений может быть также создано различными архитектурно-конструктивными

приемами решения подвесного потолка и освещения. Например, при замене плоскостного решения подвесного потолка пространственной структурой положение верхнего перекрытия не фиксируется. Ощущение большой высоты помещения достигается при размещении на потолке точечных источников света. Неосвещенная плоскость потолка не позволяет фиксировать высоту помещения, поэтому встроенные светильники как бы парят в воздухе.

Известно, что световой потолок, создавая условия освещения такие же, как на открытом воздухе, как бы лишает помещение верхнего перекрытия. При недостаточной высоте помещения, чтобы избежать ощущения заниженного пространства и получить ощущение светлого, просторною зала, над основной центральной частью целесообразно устраивать световой плафон и окружать центральную часть уступами боковых террас.

При реконструкции помещений можно добиться зрительного улучшения неудачных пропорций помещений. Так, широкое, неглубокое помещение продольным членением пола или потолка можно иллюзорно углубить. Узкое и длинное помещение поперечным членением пола или потолка — uрасширить”.

Восприятие большой высоты достигается приемами отделки потолков (рис. 174, 2):

а) при встроенных светильниках;

б) при пространственной струхтуре подвесного потачка;

в) при зеркальной поверхности потолка;

г) использованием подсвета.

Контрастное сопоставление фактур,

цвета, освещения — сильное средство иллюзорного воздействия. Например, отдельные “вырванные” цветом пли декоративной фактурой панели стен могут стать как бы маяками, благодаря которым читается пространство; границы истинного пространства "разрываются". Поверхности панелей с крупной фактурой кажутся материальнее, то есть зрительно ближе. Матовые и мелкоструктурные ворсовые поверхности, усилив действие цвета, будут казаться зрительно ближе общего фона стен. В отличие от них поверхности, облицованные глазурованной керамической плиткой или стеклом, будут “разрушать” плоскость. И наконец, полная иллюзия увеличения пространства достигается использованием зеркал. Однако здесь необходимо быть осторожным, соблюдать чувство меры, так как полная иллюзия “разрушения" пространства зеркалами всегда вызывает неприятное беспокойное чувство. В тех случаях, когда зеркало устанавливают по всей стене, рекомендуется встраивать какие-либо элементы, например полочку для декоративных растений и т.п., что определит положение зеркал. "Расширить” пространство интерьера можно также с помощью скрытого освещения стен источниками света, спрятанными за плоскостью подвесного потолка. Стены, отражающие свет, как бы растворяются. Этот же прием, при фактурной поверхности, будет подчеркивать материальность стен, то сеть усилит их ограждающие свойства. Иногда светоизлучающие стены компонуют из блоков-светильников белого матового стекла.

Восприятие широкого большого пространства достигается (рис. 174,3):

а) при контрасте цвета потолка и стен;

б,в,г) при сочетании контрастных фактур, освещения и цвета.

Умелое сочетание цвета и фактуры помогает усилить декоративные свойства материалов.

Хорошие результаты дает использование отделочного материала рялом с другим, контрастным ему по фактуре и ошущению веса: тяжелых (камня, бетона, штукатурки) и легких (стекла, керамической или стеклянной плитки и т.д.); сочетание “теплых" по зрительному ощущению материалов с "холодными": дерево — стекло или глазурованная керамика. Могут быть и другие сочетания материалов.

Композиция интерьера, построенная на единой цветовой гамме, будет оживлена фактурами различных материалов. В интерьере могут быть одного, например, белого цвета мебель, стены, различающиеся по фактуре: побелка, фактурная декоративная штукатурка, обтяжка искусственной кожей и т.д.

Один и тот же материал может быть в различных функциональных и декоративных качествах. Например, пластмассы могут найти различное применение в столовом зале: покрытие пола, отделка мебели, облицовка стен. В ресторане или кафе и ведущим материалом может быть керамика или стекло и т.п. Новые материалы могут сочетаться с традиционными.

Отделка полов

При выборе покрытия пата учитывают требования, предъявляемые к тому или иному помещению в зависимости от потока посетителей (пропускной способности) и эксплуатационных особенностей. К этим требованиям относится гигиеничность, звукопоглощаемость, прочность.

В настоящее время широко используются пластмассовые покрытия. Однако один из серьезных недостатков этого покрытия — мелкие царапины, которые образуются при эксплуатации. Поэтому для пола выбирают не одноцветные покрытия, а с рисунком, на котором царапины малозаметны.

Новые способы тонкого распила гранита и других высокопрочных естественных пород (10 — 20 мм) расширяют возможности их применения. Долговечность и красота — основные преимущества этого покрытия.

Керамические полы можно применять как самостоятельно, так н в сочетании с ковровыми покрытиями. Цвет керамики во многом зависит от освещении (в этом ее отличие от материалов синтетических: она — живая), Цвет керамики меняется в зависимости от направления светового потока и точек зрения, что создает богатство восприятия интерьера. Но это не зеркальное отражение, которое ломает плоскость пола, ибо керамика имеет свой цвет и фактуру, меняются лишь ее оттенки (рис. 175).

Широкое применение имеют мягкие ковровые покрытия. Они красивы, удобны, снижают шум и более гигиеничны, чем гладкие полы, так как ковры ворсом задерживают пыль, которую лотом легко чистить пылесосом. Гладкие же поверхности отталкивают пыль. Такие поверхности можно легко протирать, но основная пыль не на них, а в воздухе помещений.

Декоративные свойства материалов могут подчеркиваться различными сочетаниями покрытий. На выбор материалов пола оказывает влияние назначение функциональных зон. Так, танцевальную площадку в ресторанах покрывают паркетом, иногда мрамором, а пол в зоне столов имеет мягкое ковровое покрытие, например тангеновое.

При общем покрытии пола мрамором выделяют отделочные зоны с ворсовым ковровым покрытием. Возможны различные сочетания полов из полимеров, керамики, природных камней и т.п. с различными фактурами мягких покрытий.

Хорошему состоянию пола способствуют различные устройства для чистки обуви при входе. Лучше всего для этого подходят металлические решетки перед входом, а для полов входной зоны вестибюля — декоративные циновки различного плетения и фактурные рулонные резиновые ковры либо решетчатые полы, собирающиеся из отдельных пластмассовых и резиновых элементов.

Отделка вертикальных ограждений

Для отделки вертикальных ограждений (стены, перегородки) применяются отделочные материалы трех основных групп:

1. Готовые изделия в виде сборно- разборных перегородок и панелей с окончательной отделкой в заводских условиях;

2. Облицовочные материалы рулонные, листовые, мелко- и крупноразмерные плитки);

3. Материалы, наносимые непосредственно на конструкцию (лакокрасочные и мастичные пасты).

Сборно-разборные перегородки по системе крепления классифицируются на три основных типа:

1. При помощи стыкования панелей;

2. За счет направляющих пола и потолка;

3. Крепление к каркасу, установленному самостоятельно (рис, 176, 177).

При разработке панелей учитывают возможность крепления к ним навесной мебели, декоративных элементов и пр.

Мягкие и жесткие складчатые каркасно-ячеистые перегородки (рис. 178, 179) состоят из вертикальных брусков, металлических механизмов типа ‘ ножницы’1, резиновых амортизаторов и мягкой либо жесткой обшивки. Для обшивки рекомендуется применять текстовинит или искусственную кожу.

При отделке стен рулонными материалами, пленкой, текстовинитом применяются следующие способы крепления:

1) наклеивание пленки встык с маскировкой стыка декоративным шнуром или раскладками;

2) обтяжка стен по деревянному каркасу или щитам (применяется пленка на тканевой или звукопоглощающей основе) ;

3) обтяжка стен по мягкой, звуке- и теплоизолирующей прокладке, гладкая и в складку (для маскировки стыка полотнищ).

Возможно применение для крепления декоративных гвоздей в сочетании со шнуром или без него.

Плиточные облицовочные материалы (керамические, стеклянные, полистирольные плитки) крепятся при помощи мастик и растворов.

При отделке стен природными материалами используют отделку деревом, рейкой, доской, рейкой в сочетании с доской, офанерованными щитами, а также облицовку камнем (возможна в ресторанах) с заливкой пространства между плиткой и стеной раствором (плита крепится распорными закрепами).