Масштабность

Применительно к цветочной аранжировке — это правильное соотношение величины всей композиции с окружающей средой. Самая красивая миниатюрная композиция "потеряется" в большом выставочном зале, так же как « громоздкая, помпезная ваза с цветами окажется неуместной в маленькой комнате. Увеличить размер композиции можно за счет размера вазы, аранжировочной зелени (применять крупные ветки и увеличивать количество растений), группировки цветов отдельными яркими пятнами. Миниатюрные композиции на выставке лучше группировать вместе на одном подиуме

Расположение

В любом виде аранжировки растения располагаются не хаотически, а по определенным законам. Целесообразно еще раз напомнить» что ряд — это линейная система расположения элементов. Простой (метрический) ряд — это когда отдельные равные части размещают через одинаковые промежутки (например, гирлянды). Ритм — размеренное чередование элементов. Ритм может быть правильный, волнообразный, неправильный.

Ритмический рад — если расстояние между отдельными элементами будет изменяться по определенному принципу (например» постепенно возрастать или уменьшаться). По сравнению с простым рядом ритмический рад подвижнее, напряженнее, интереснее. Такой ряд может использоваться для украшения праздничного стола, оформления сцены, офиса, ресторана, коттеджа.

Симметрия

Цветочные композиции, построенные по принципу симметрии, производят впечатление строгости, уравновешенности, завершенности (рис. 198).

Равновесие

Композицию считают гармоничной и пропорциональной в том случае, если она производит впечатление устойчивости и не кажется однобокой. Это достигается, как рассматривалось выше, симметрией, а также путем уравновешивания. Так, более крупные и темные элементы композиции помещают ближе к основанию, а мелкие и светлые дальше от него. Диагональ — стержень композиции, устойчивость в изображении.

Если по замыслу составителя один или несколько крупных цветков должны находиться наверху, то их уравновешивают диагонально массой мелких и средних цветков.

Асимметричное расположение соответствует естественному росту растений. Асимметричные композиции свободнее, естественнее, дают больше простора для творчества и поэтому чаще используются в аранжировке-

Группировка — связь отдельных форм, элементов в единое целое, Различают замкнутые и свободные, симметричные и асимметричные группировки. В аранжировке можно применять как группировки цве- товт стеблей, листьев в композиция, так и группировки самих композиций. Асимметричные и свободные группировки выгладят живее и естественнее.


Линия — одно из важнейших изобразительных средств. В аранжировке цветов среди прямых линий различают: горизонтальную, вертикальную и диагональную. Горизонтальная линия наиболее спокойная. Вертикальная, направленная вверх — динамичная, возвышенная, праздничная, торжественная. Диагональная — может быть восходящая, активная и нисходящая, пассивная.

Вертикальные линии могут заканчиваться “острием" либо “ударной точкой — ярким крупным цветком, либо соцветием. Чтобы подчеркнуть, выделить вертикальную линию, ее стараются не перекрывать другими линиями, дают ей свободу движения. Интересны плавно изогнутые восходящие линии, волнистые, ниспадаюшие ("плакучие", создающие впечатление грусти), расходящиеся от центра в виде “ежика". Для того чтобы смягчить впечатление от ниспадающих линий, рядом помещают цветы, устремленные ввысь. С листьями, расположенными “ежиком”, сочетаются стелющиеся растения.

Форма

По внешнему очертанию различают следующие формы цветочных композиций: круглая, полукруглая, овальна, треугольная симметричная, треугольная односторонняя, серповидная, S-об- разная (линия Хогарта), вертикальная и горизонтальная (рис. 199).

Какую форму выбрать, подсказывают сами растения, их строение и характер соцветий. Округлые композиции создаются из астр, ромашек, ноготков, фиалок, васильков, маков, примул, анемонов, мелких роз, лилий, гиацинтов, фрезии, альстрсмерии. Овальные формы создаются из ирисов, гладиолусов, дельфиниумов, эремурусое, цимицифуг. Треугольные формы создаются из веток (магонии, дуба, иглицы, вербы) в сочетании с цветами (тюльпанами, гвоздиками, каллами). Серповидную форму создают из злаков, болотных трав, веток кустарников и деревьев в сочетании с гладиолусами и лилиями. Вертикальную форму создают из камыша, гладиолусов. Горизонтальную выкладывают из головок гвоздик, хризантем, листьев бересклета, кротона. S-образную линию — из колокольчиков, нарциссов, лилий, аспарагуса, Форма букета должна быть согласована с формой ваЗЫ. V;

Пропорции — соразмерность элементов композиции, согласованная система частей и целого, придающая композиции гармоничную завершенность. В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается человек, и соответственно золотое сечение, связанное с ним. Под золотым сечением, как уже говорилось выше, понимают деление заданного отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому.

В цифрах данное соотношение можно выразить так: 2/3-3/5-5/8-8/13

В цветочной аранжировке чаще применяют соотношение 3/5 - 5/8. Это означает, что, например, если на вазу приходится по высоте 3 части, то на цветы должно приходиться 5 частей, а на всю композицию — 8 частей. При создании композиции в плоской вазе вместо высоты берут диаметр вазы. В икебане величина самой большой ветки определяется высотой сосуда плюс диаметром и может изменяться в сторону увеличения до двух этих величин, тс есть примерно в соотношениях золотой сечения.

Цвет — наиболее выразительное средство цветочной аранжировки. С помощью цвета можно подчеркнуть выразительность форм, линии, сделать необходимые акценты.


В природе огромное количество красок и оттенков, которые по-разному воспринимаются человеком: одни действуют успокаивающе, другие — возбуждающе. (См. таблицу, посвященную дизайну цвета.) Различают хроматические и ахроматические (черный, серый, белый) цвета. Хроматические цвета, составляющие солнечный спектр, можно встретить в природе, например у радуги. Обычно их объединяют в цветовой круг из б, 12, 18 или 24 цветов.

Декораторы в Германии пользуются 24-членным цветовым кругом по Оствальду.

Контраст — один из главных законов композиции в любом виде искусства — закон контрастов. Слово “контраст означает подчеркнутую, резкую противоположность, противопоставление <в отличие от нюанса — незначительное расхождение).

Именно контрасты создают выразительность произведения искусства выступают воздействующей силой композиции.

В аранжировке контрасты могут быть:

1) цветовые,

2) вертикальных и горизонтальных линий,

3) размеров,

4) массы,

5) фактуры листьев и лепестков (внешние свойства поверхности — шершавый и гладкий),

6) текстуры внутренним строением материала — цветы и коряга или металл) ,

В праздничных корзинах контрастируют яркие аиста — красный и желтый» лиловый и оранжевый. Ажурные листья папоротника особенно эффектны рядом С кожистыми листьями сансевьеры.

Фон

Удачно подобранный фон подчеркивает красоту и своеобразие аранжировки, и» наоборот, неудачный фон может “убить” самую красивую работу.

Фоном может стать драпировка, штукатурка, стекло» дерево, большие фотографии, плетение.

Композиции демонстрируют и на фоне песка, керамзита, керамического кафеля, газона, черного торфа.

Нередко изготавливают подиумы, внимательно выбрав их цвет.

Свет и тени

В комнате букет в вазе ставят так, чтобы он не смотрелся силуэтом на фоне окна и свет падал на цветы (однако прямых солнечных лучей следует избегать).

В залах применяются софиты. Располагают их таким образом, чтобы освещение не было односторонним.

Сохранность срезанных цветов

Нести цветы лучше всего опустив их головками вниз. Если цветы не сразу используют, то их нужно аккуратно сложить, завернуть в газету и поставить в воду или положить в нижнее отделение холодильника.

Нарциссы нельзя помещать в одну вазу с тюльпанами. Сначала ставят отдельно, а на следующий день, сменив воду объединяют.

На тюльпаны лучше надеть резиновое колечко или добавить сахар в воду.

Для продления жизни цветов можно

применять таблетки “Бутон"’, ‘Флора и др.

Нежелателен сахар для амариллисов, ландышей, цикламенов, клематисов, пиретрума.

При использовании добавок воду в вазе меняют через три дня» а для орхидей — раз в неделю.

Нежелательно опрыскивать водой цветы орхидей, камелий, душистого горошка» азалии, фиалок (пятна и свертываются).

Композиции на ночь лучше ставить в прохладное и темное место» опрыснув водой и накрыв бумагой. Букеты цветов погрузить в воду на 2/3 стебля, предварительно плотно завернув в бумагу, и также поставить в прохладное и темное место.

Для того чтобы оживить сильно увядшие цветы, их стебли обрезают и опускают в горячую (90°С) воду: сирень на 15 мин, хризантемы, подсолнечник, львиный зев, маки, молочай, наперстянки, георгины, морозник, луансстии на 30-40 сек. Затем цветы плотно завертывают в бумагу и погружают в ведро с холодной водой.

Травянистые стебли режут под прямым углом, остальные наискось.

При транспортировке цветы целесообразно завернуть сначала во влажную а затем сухую бумагу, перебрать, удалив поломанные и сильно помятые листья, мелкие и недоразвитые бутоны, от цветшие цветки, шипы и колючки, Когда на цветах и ветках много листьев они быстро увядают.

Цветы, принесенные зимой, не еле дует сразу распаковывать, лучше оста вить на час завернутыми.

Расщеплять нижнюю часть побег? следует у сирени, хризантем, мимоз, се ребристой акации, пиона, розы, жасмина. Над царапать внизу иглой стеблу цикламена, герберы.

Воздух не должен попадать в полые стебли георгин» дельфиниума и др. цветов. Для этого их заполняют водой, закрывают пальцем и ставят в вазу.

Для многих растений большое значение имеет уровень воды в вазе (незабудки 1-2 см, герберы и нарциссы 5 см или 1/3 длины стебля).

Воду лучше брать кипяченую или отстоянную. В дождевой, снеговой или дистиллированной воде цветы стоят дольше.

Ниже приведен перечень приемов, продлевающих сохранность срезанных цветов. Для экономии места использованы следующие сокращения:

прижечь — опалить кончик стебля в пламени (свечи> газовой плиты и т.д.);

в спирт, уксус, кипяток — опустить на несколько секунд <в спирт, уксус) или минут <в кипяток) кончики стеблей, предварительно закрыв цветы бумагой или пленкой;

присыпать — втереть в срез стебля поваренную соль либо квасцы;

добавить — кислоту, уксус, спирт, различные соли, аспирин в вазу с водой, где будут стоять цветы.

Амариллис (гиппеаструм) — в горячую воду (50°С) на 10-15 мин.

Амарант (целоэия) — в кипяток, спирт. Присыпать солью.

Азалия (рододендрон) — прижечь, в спирт.

Адиантум — полностью сформировавшиеся вайи в кипяток или обжечь.

Анемоны — раскрытые на t/2. Над резать стебли.

Аспарагус — использовать полностью сформировавшиеся побеги.

Астры — раскрытые на 3/4. Надрезать стебли. Обязательно удалить листья с нижней части стеблей. Добавить спирт.

Бархатцы — использовать полностью распустившиеся соцветия.

Бегония — в спирт или присыпать солью,

Буддлея — использовать кисти, раскрытые на 3/4. Обжечь.

Вербена — присыпать квасцами. Ветки деревьев и кустарников осенью — в уксус или в спирт.

Гардения — опустить в спирт. Гвоздика — окрашенные бутоны. Обрезать в области утолщенного узла, — в спирт, добавить одии-два кусочка сахдра, 1 /3 таблетки аспирина.

Георгины — соцветия, распустившиеся полностью или на 2/3. Обжечь и поставить в холодную воду, в кипяток или присыпать солью. Можно добавить в воду немного уксуса. В полость стебля вставить фитилек из ваты или шприцем впрыснуть воду в полый стебель.

Герань — обжечь.

Гербера — распустившиеся соцветия со сформировавшимися пыльниками. Сразу после срезки напитать водой. Вы- держать в соленой воде 0,5-1 ч или обрезать в горячей (60°С) воде, затем до- бавить в воду немного спирта и две чайные ложки сакара на I л воды.

Гибискус (китайская роза, розан) — сразу после срезки поместить в слабый раствор сахара, в спирт. Разбить стебли молотком.

Гладиолус — срезать, когда раскроется первый нижний цветок в соцветии. Для сохранения в срезке применяют много способов, приведем несколько, рекомендуемых цветоводами Латвии: (все добавки рекомендованы на один литр воды) 0,8 г алюмокалиевых квасцов, 0,3 г хлорида калия, 0,2 г хлорида натрия (поваренная соль), 15-20 г сахара;

одна измельченная таблетка аспирина или актийированного угля;

несколько кристалликов перманганата калия (марганцовка) или лимонной кислоты;

несколько капель нашатырного спирта или камфорного;

одна чайная ложка поваренной соли или борной кислоты.

Глициния — в спирт.

Горечавка (генциана) — в спирт.

Гортензия — полностью распустившиеся соцветия. В спирт, кипяток или прижечь, или на 0,5-1 ч в воду с уксусом. Над царапать, надсечь стебли на 5— 6 см.

Дельфиниум — соцветия, распустившиеся на 3/4,

Дицентра — с четырьмя-пятью распустившимися цветками. Надрезать стебель.

Душистый горошек — распустившиеся на 3/4 соцветия, в спирт.

Ипомея — срезать вечером, когда цветки закрыты. В спирт, затем напитать водой стебли, обернув каждый бутон мягкой бумагой.

Ирис — с распустившимся первым цветком. Надрезать стебель.

Каладиум (листья) — в спирт, уксус или в крепкий раствор соли.

Ноготки — наполовину открытые бутоны. Убрать нижние листья.

Калла — присылать солью, золой или квасцами. Листья полезно целиком погрузить на час в воду.

Канна — наполовину распустившиеся соцветия, Надрезать стебли вдоль, на 0,5-1 ч в воду с уксусом.

Керрия японская — наполовину распустившиеся цветы. Надсечь стебли.

Клематис (ломонос) — раскрывшиеся на 3/4 цветки. Присыпать солью или в ментоловое масло либо в спирт.

Клен — прижечь или в спирт.

Ковыль — только что выколосившиеся соцветия. В спирт или в уксус.

Космея — бутоны и полностью раскрывшиеся цветки. В соленую воду на 0,5-1 ч или втереть соль.

Крокус — в спирт.

Кротон — прижечь или а спирт.

Левкой — кисть, распустившаяся на 3/4. Обрезать в горячей воде.

Лилии — срезать с первым распустившимся цветком.

Львиный зев — кисть, распустившаяся на 3/4.

Мак — вечером перед распусканием. Прижечь или в кипяток, спирт, Можно втереть смесь соли и квасцов (в равных частях). Нахапать в цветок парафин от свечи — это предотвращает закрытие цветка.

Маргаритки — наполовину распустившиеся соцветия, обжечь стебли.

Нарциссы — сформировавшиеся бутоны. Напитать водой, погрузив стебель на 1-2 ч в воду. В горячую (до 50°С) воду. Ставить в неглубокие сосуды, добавить соль.

Настурция — наполовину распустившиеся цветки. В спирт. В воду добавить соль. Аранжировать с ее же листьями.

Орхидеи — в спирт. Добавить спирт в воду, Не допускать попадания капель воды на лепестки.

Петуния — добавить спирт.

Пион — окрашенные бутоны. Надсечь или расщепить стебли, на несколько минут в спирт. Сильно распустившиеся цветки на 10 мин в горячую воду, затем в холодную — цветки закроются.

Подсолнечник — в кипяток или в спирт.

Пуансетия — полностью распустившиеся соцветия. Обжечь или подрезать в горячей воде.

Резеда — распустившиеся на 3/4 соцветия. Обжечь стебли.

Рогоз — добавить кислоту, например уксусную.

Розы — окрашенные бутоны. Расщепить концы. Снять шипы. Добавить 1/2 таблетки аспирина.

Сальвия (шалфей) — обрезать в горячей воде или в спирт.

Сирень — кисти, распустившиеся на 2/3. Срезанные соцветия и побеги поставить в воду и на несколько часов поместить в подвал или в холодильник. Перед тем как поставить в вазу, все побеги с листьями срезать и поместить отдельно в воду. Поднядшие соцветия поставить в горячую воду.

Тюльпаны — окрашенные бутоны. Завернув в бумагу, напитать водой. Охладить в течение одного-двух дней в холодильнике.

Флоксы — в соленую горячую воду.

Фуксия — прижечь или присыпать солью.

Хризантемы — полностью распустившиеся соцветия. Добавить 1 /2 таблетки аспирина. Если листья привяли, опустить в горячую воду, затем в холодную, обновить срез. Разбить или расщепить кончики стеблей.

Цикламен — в спирт, затем в горячую (60°С) воду. Надцарапать стебли иглой.

Цинния — полностью распустившиеся соцветия. Обжечь или обрезать в горячей воде. Подвядпше соцветия поставить в горячую воду.

Чубушник — в ментоловое масло. Разбить кончики. Можно снять все листья.

Закончив аранжировку, желательно опрыснуть цветы водой. Если у хризантем или георгин осыпалось несколько лепестков, можно накапать на цветоложе воск от горящей свечи: лепестки будут закреплены.

Растения с тяжелыми соцветиями (гербера, гвоздика) укрепляют, обмотав стебель проволокой или липкой лентой под цвет зелени.

Располагать композиции с цветами необходимо в местах, где отсутствуют сквозняки и прямые солнечные лучи, подальше от радиаторов центрального отопления, в прохладном полузатененном месте.

Виды цветочной аранжировки (корзины, гирлянды, венки, бутоньерки, букеты, декоративные композиции)

Корзины с цветами применяются для праздничного украшения залов, преподношения артистам, оформления витрин, магазинов, холлов, фойе, для траурных церемоний, возложения к памятникам и монументам.

Маленькая корзиночка с цветами может быть подарком и даже эаменить букет для невесты.

Виды корзин: напольная, настенная, подвесная, низкая, высокая, круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, узкая, широкая, U-образная, V-образная на подставке, - выпукло-вогнутая.

Корзину необязательно покупать, ее можно сделать из подручного материала — ивы, березы, дерена, вишни, листьев тростника или побегов ситника. К доске прибивают несколько веток с интервалом 2-4 см и затем крест-накрест заплетают тонкими ветками. Можно переплести ветки тонкой медной проволокой или бечевкой. Кроме того, целесообразно сделать небольшой микро-плеснь на пенопласте, дополнив его небольшой веткой с плодами, зеленью и цветами.

Особенно декоративны ветки аспарагуса и цветущих кустарников, сосны, а также ветки хмеля с шишками, хлорофитума, побеги сциндапсуса, плюща, ветки дуба, спирея, дерена, барбариса, магоыии, иглицы.

Миниатюрную корзиночку можно сделать из шелковых лент на булавках.

Красить корзины масляной краской и покрывать лаком не рекомендуется. Для тонирования прутья покрывают морилкой.

Наиболее часто встречается прием составления корзин из горшечных цветов — хризантем, цинерарий, кальцеолярий, левкоев, аспарагусов, традесканций, бархатцев и комнатных растений пеларгонии, сенполии (фиалки), примулы. Иногда сочетают горшечные растения со срезанными (цинерария и нарциссы, хризантемы и гвоздики).

Порядок составления корзины

Приступая к составлению корзины, дно сс и стенки выстилают двойным слоем полиэтиленовой пленки или целлофана. У горшечных растений предельно уменьшают объем земляного кома и обертывают его полиэтиленовой пленкой. Промежутки между растениями заполняют мхом либо опилками При использовании срезанных цветов корзину заполняют влажным мхом, onилками, стружками, среди которых помещают несколько баночек, заполненных на 2/3 водой, а сверху накрывают нержавеющей проволокой для фиксации стеблей цветов.

Оформляя корзины, руководствуются общими принципами составления цветочных композиций и отношении пропорции, сочетания цветов, ритмического расположения, “центра тяжести’1,

Сначала в корзине размещают зелень, а затем цветы. Крупные в нижней части, мелкие над крупными. В корзину можно поместить куклу для новобрачных, игрушку для новорожденного, воздушные шарики, иногда (для витрины) плоды и овощи.

Не следует украшать ручку корзины большим бантом из стружки, гофрированной бумаги, обертывать ее такой бумагой Лучше прикрепить к ручке сбоку бант из узкой декоративной ленты с длинными концами.

Небольшие подарочные корзины осенью и зимой нередко делают из сухоцветов с использованием зелени гипео- фнлы и хвойных веток.

Гирлянды

Гирлянды применяли в Древнем Египте и Древней Элладе в храмах, затем в средние века с расцветом стилей барокко и рококо для украшения помещений, оформления траурных церемоний, при сервировке обеденного стола и создании подвенечных уборов.

В наши дни гирляндами украшают залы, фойе, сцены, трибуны, павильоны, открытые беседки в садах, иногда памятники.

Наиболее простой тип — гирлянды из плюща, каприфоли, винограда, скрепленные между собой мягкой проволокой. Для прочности между ними пропускают шнур.

Багсе сложные гирлянды создают из отдельных веток лиственных, хвойных пород или пучков листьев, которые крепят к основе (веревка, шнур, деревянная планка, картонный или проволочный каркас).

Объемные гирлянды из листьев лучше делать на каркасе из картона, жгута, туго скрученной соломы (поролона) или на проволочном каркасе. Гирлянды могут быть плоскими, односторонними и округлыми от 5 до 15 см.

Для гирлянд лучше использовать вечнозеленые хвойные растения: сосна, ель, можжевельник, кипарис, тис, туя, из лиственных — магония, мирт, падуб, лавр, самшит, лавровишня. На более короткий срок: береза, клен, дуб, бук, барбарис, дерен, черноплодная рябина; подходят лля гирлянды и различные виды длинностебельных мхов. К зелени равномерно или букетами добавляют свежие или искусственные цветы.

Для изготовления гирлянды необходимы основа, секатор, ножницы, проволока, шпагат или полиэтиленовая лента с липким слоем. Оканчивают гирлянду листьями и ветками в обратном направлении.

Венки

Форма цветочного украшения для награждения в глубокой древности. Плели их из лавра, мирты, розмарина, дуба, цветов, хвойных веток. Использовали их и для украшения стола. Изготавливали также траурные венки, которые сейчас делаются овальной формы на проволочных каркасах с использованием в качестве основы хвои с шишками, туи, кипариса с добавлением веточек иглицы лавра, дуба, лавровишни, эвкалипта.

Основное правило: не перегрузить венок цветами; по окраске не более двух-трех (например красный и белый), пестрота неуместна. Хороши для венков розы, каллы, гвоздики, пионы, лилии, тюльпаны, хризантемы, зелень аспарагуса. Располагают их так, чтобы цветы одного вида образовали красочное пятно. Для того чтобы цветы на венке дальше не увядали, их кончики с помощью проволоки можно обмотать влажной зеленой бумагой, ватой или мхом и замаскировать срезы зелени. Внизу венков делают ножки» с боков ручки,

Бутоньерки — украшения из цветов для одежды или прически. Должны гармонировать по цвету с одеждой. Цветы подбирают небольшие — гвоздики мини-розы, соцветия гиацинта, цветы тацетты, ас- тильбы орхидеи, цветущий лимон и др. Зелень — аспарагус, адиантум, нефролепис, листья пеперомии, плюща, хлорофитума, для невесты — веточки мирты. Цветы должны лежать плоско, для этого их скрепляют проволокой и маскируют бантом из тонкой ленты или листом. Прикалывают бутоньерку булавкой к одежде или заколкой к волосам (рис. 200).

Букеты

Слово французского происхождения. Букеты различают по форме размеру» назначению, сезону.

Подготовка букета: отбор цветов; удаление нижних листьев и шипов; укрепление слабых стеблей проволокой зеленого цвета (гвоздики, герберы); формирование букета с добавлением аранжировочной зелени — аспарагуса, гипсофилы, некоторых злаков; связка букета лентой: подрезка стеблей; обертывание полиэтиленом н фольгой; украшение лентой.

Форма букета определяется видом цветов: круглый односторонний удлиненный, свисающий и букет-корзинка.

Для круглого подходят маргаритки, фиалки, цикламены, ромашки, ноготки, бархатцы васильки, душистый горошек, мелкие розы, хризантемы, настурции, низкорослые гвоздики, тюльпаны.

Для одностороннего удлиненного подходят — гладиолусы, люпин, дельфиниум ирисы, розы. Он может быть симметричный и асимметричный (например, для георгин с короткими стеблями и листьями папоротника).

Для удлименного свисающего подходят гвоздики, фрезии орхидеи душистый горошек. Плавная диагональ образуется с применением папоротника, аспарагуса, нефрелеписа.