Абак — верхняя часть капители, обычно имеет форму четырехугольной плиты.
Акант — архитектурное украшение в форме стилизованных листьев и стеблей аканта на капителях колонн и в различных видах орнамента.
Аканф — орнаментальный растительный мотив античности, производи нос от сходного с чертополохом растения. В истории архитектуры представлен в самых различных вариантах: от натуралистического до полностью стилизованного.
Аксессуары — в изобразительном искусстве второстепенные, вспомогательные детали.
Алебарда — рубящее и колющее оружие, в развитой форме — комбинация копья и секиры,
Альбарелло — цилиндрический фаянсовый сосуд с приземистым широким горлом. Заимствованный на Востоке, нашел распространение в Италии в XV — XVI веках, где использовался прежде всего в качестве аптечного сосуда.
Альков — углубление, ниша в стене (обычно служащая спальней).
Альсекко — стенная живопись по сухой штукатурке.
Альфреско — стенная живопись по сырой штукатурке.
Алтарь — возвышенное место в православном храме, отделенное от остальной площади декоративной резной решеткой с лиственным орнаментом.
Амуры — в античном искусстве изображение нагих малышей с крылышка ми, которые сопровождают бога Амура (Эроса). В средневековье вместо них появляются ангелы, позднее в светских изображениях встречаются бескрылые нагие малыши — путти.
Аналой — в православном храме стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест и иконы.
Анодирование — электрическое образование защитного покрытия на поверхности металлических изделий для придания им красивого внешнего вида.
Антаблемент — балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антепендиум — завеса или плита, помещенная на передней стороне алтаря, с древнехристианских времен — из ткани, дерева металла, кожи, украшенная вышивкой, живописью или пластическим рельефом.
Антураж — окружение; окружающая среда, обстановка.
Апартаменты — большое роскошное помещение.
Апсида — полукруглая, иногда многоугольная часть здания, имеющая собственное перекрытие.
Арабеска — орнаментальный мотив правильно повторяющихся переплетенных между собой стилизованных побегов с листьями. Арабески эллинистического происхождения, занесены маврами в Испанию и Европу. Нашли применение прежде всего в эпоху ренессанса > в классицизме и неоренессансе в качестве архитектонического элемента.
Арка — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя колоннами.
Аркада — ряд дугообразных завершений столбов или колонн, а также проход, ограниченный арками (лоджия, галерея со сводом или крытая аллея). Слепые аркады не образуют никакого прохода, но лишь членят стену, покоясь на полустолбах из материала стены.
Аркатура — ряд небольших арок, служащих для украшения стены, например, аркатурный фриз в древнерусской и романской архитектуре.
Аркбутан — в готической архитектуре распор свода, отделенный от стены в виде дополнительной арки.
Архитрав — составная часть античной архитектуры, несущая поперечная балка над колоннами.
Астрагал — архитектурный облом (профиль), имеющий форму валика.
Атриум — в античном римском ЖИЛОМ доме — главное помещение с верхним светом.
Аттик — I. Стенка, расположенная над карнизом. 2. Этаж, расположенный выше главного, венчающего здание карниза (аттиковый этаж).
Аэрарий — сооружение для воздушных ванн (площадка, веранда и т.п.), защищенное от солнечных лучей и ветра.
Багет — деревянная планка (окрашенная, позолоченная) для изготовления рам (к картинам, портретам) и карнизов.
База — нижняя часть колонны или столба.
Баккара — особый ценный сорт хрусталя.
Балдахин — 1. Первоначально переносной павес на четырех древках, который носили нал Святыми Дарами, над папой или епископом. 2. Балдахин, укрепленный над троном или алтарем. 3. С XII века алтарь перекрывается каменным балдахином (см.: киворий). 4. Переносно: мотив барочной орнаментики.
Балюстрада — ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных
сверху перилами, плитой, балкой.
Балясина — архитектонический элемент. Невысокие конусообразные катанки перил. Переносно: часть ножки барочных рюмок.
Баидельверк — орнамент из переплетающихся лент. Появляется ок. 1700 г. во Франции и распространяется оттуда по всей Европе. До 1750 г. один из доминирующих декоративных мотивов в живописи и лепнине.
Бар — 1. Небольшой ресторан, где посетителей обслуживают у стойки, а также сама стойка. 2. Небольшой шкафчик для вин или отделение для вил в шкафу, серванте.
Барбьерштанге — европейское определение орнаментального мотива восточных ковров. Напоминает шесты с поперечинами, которые парикмахеры вывешивали перед своими заведениями.
Барельеф — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью, низкий рельеф (ср. горельеф).
Басон — плетенные ка особых станках изделия (шнуры, тесьма, бахрома, КИСТИ, галун и др.) для украшения одежды, мебели, драпировок.
Бельведер — надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности.
Бердыш — первоначально колющее оружие с длинным и довольно широким языкообразным клинком, в XV111 веке — отличительный признак унтер- офицеров пехоты и гренадерских войск.
Божница — полка или киот с иконами.
Болюс — желтая или красновато-коричневая глина, из которой в средние века изготовлялись сосуды. В живописи XVII века болюс применялся в качестве цветного грунта. Начиная со средневековья, желтая и белая глина использовалась также в качестве основы для золочения и при изготовлении клеевых красок.
Бонбоньерка — изящная коробка для конфет.
Бордюр — 1. Край ткани, ковра, гобелена, миниатюры с самостоятельным орнаментом. Служит также для обозначения орнаментального обрамления краев обоев в помещении. 2. Невысокое обрамляющее ограждение по контуру клумбы, газона, тротуара.
Будуар — I. Небольшая гостиная богатой женщины для приема наиболее близких знакомых, 2- Мебель для такой комнаты.
Бунгало — легкая загородная постройка с верандами, сельский дом в тропических странах.
Бутафория — предметы, имитирующие подлинные.
Буфет — 1, Шкаф для хранения посуды, столового белья, закусок, напитков. 2. Стойка для продажи закусок и напитков, а также комната с ней.
Бюро — конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг, с ящиками и обычное крышкой.
Бюст — живописный или скульптурный портрет, воспроизводящий только голову и плечи.
Валаньсьен — тонкие кружева особого плетения.
Вальма — треугольный скат вальмо- вой крыши.
Веджвуд — не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в. Барельефные дощечки с белыми фигурами из этого фаянса применяли в качестве вставок на мебели.
Вердюра — стенной ковер с растительными, пейзажными и иногда также геральдическими, но только не фигурными мотивами. Распространена была более всего в XVII иске.
Вилла — комфортабельный загородный дом с парком и салом.
Вимперг — готический декоративный фронтон над порталом или окном, как правило, украшенный крабами и фиалами.
Витраж — цветные стекла в окнах, дверях, ширмах и т.п.; картина или орнаментальная композиция» выполненная из стекла.
Вольера — открытая или закрытая площадка огороженная сеткой.
Волькенбакл — орнаментальный мотив восточных ковров, производное от китайского мотива, стилизованного в связки. Встречается прежде веет на персидских коврах XV века-
Волюта — спиралеобразно изогнутый орнаментальный мотив, сохранившийся с античности до наших дней.
Газон — участок земли с травянистым подстригаемым ковром.
Галерея — I, Удлиненное пространство с рядом окон, соединявшее различные части ренессансных и барочных дворцов. 2, Открытый колонный проход (лоджия) дома. 3. Перекрытый растительностью переход в сад — садовая галерея. 4. В уменьшенной форме — декоративный элемент в мебели и фарфоре.
Гемма — резной камень с изображениями, выпуклым (камея) или углубленным (инталья).
Геракл (Геркулес) — в греческой и римской мифологии сын Зевса и Алкмены, обладавший сверхъестественной силой и ловкостью. Обыкновенно одет в львиную шкуру и изображается с палицей в руке.
Геральдика — гербоведение, занятое вопросами возникновения, истории и символики гербов. Древнейшие гербы восходят к эпохе крестовых походов, к XII веку.
Геральдические фигуры — фигуры на гербовых полях, разделенных прямыми, дугообразными и прерывистыми линиями. Эти фигуры представляют собой живые существа и неодушевленные предметы.
Гермы — пластические полуфигуры, которые завершаются книзу призматическим или прямоугольным коническим цоколем или волютой. В античности первоначально — с головою бога Гермеса, позднее также с другими бюстами. Вновь появляются в архитектуре ренессанса и барокко.
ГирЛянда — орнаментальный мотив из регулярно повторяющихся сегментообразных свисающих элементов из цветов, листьев, фруктов и лент.
Глазет — парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами.
Глазурь — стекловидное покрытие на керамике, закрепленное обжигом.
Глиптика — искусство резьбы по камню.
Глиптотека — 1. Собрание резных камней. 2. Собрание скульптурных произведений.
Гобелен — декоративная ткань высокой художественной ценности (тканая картина, драпировка, мебельная обивка, ковер и тл,),
Гондола — легкая стройная лодка с высоким украшенным штевнем и навесом над сиденьями. Со времен средневековья — средство сообщения я венецианских лагунах.
Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину своего объема (ср.ба рельеф).
Гофр — гофрированная поверхность.
Гофрирование — создание волнообразных складок на тканях, металлических листах, картоне и т.д.
Глянцевый — имеющий блеск в отличие от понятия “ матовый ".
Гравюра — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного или углубленного рисунка.
Гранат — стилизованный мотив этого плода, появляющийся со времен средневековья на тканях, прежде всего на парче и бархате.
Граффито — способ декоративной отделки стен зданий, путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету.
Гризайль — живопись, выполненная оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого.
Гриль — жарочный шкаф, служащий для жарки тушек птицы, крупных кусков мяса и т.п. на решетках или вращающихся вертелах.
Грифон — сказочное существо, спереди — орел, сзади — лев. Этот мотив появляется прежде всего в ренессансной арабеске.
Грот — парковое сооружение в виде пещеры.
Гротеск — буквально: причудливый, комичный — L Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). 2. Вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без подсечек.
Поль — декоративный мотив восточных ковров (прежде всего турецких). Это восьмиугольный медальон с орнаментальным заполнением, различающийся у отдельных родов по цвету и мотиву.
Дансинг — зал для танцев, обычно при кафе» ресторане.
Дарохранительница — литургический сосуд для освящения остий или мощей Корпус из кристалла или стекла часто имеет форму полумесяца. В различные эпохи дарохранительница меняла свой вид, но всегда возвышалась на стержне с подставкой.
Декор — система, совокупность декоративных элементов (украшений),
Декорировать — украшать, придавать красивый вид, художественно оформлять,
Десюдепорт — панно, расположенное над дверью.
Диафан — матовый фарфор без глазури.
Дионис (Бахус) — в античной мифологии бог вина, сопровождаемый сатирами, силенами и нимфами.
Дисплей — устройство для вывода результатов из ЭВМ на экран кинескопа.
Дорзале — клиросная скамья в монастырях и кафедральных церквах. Предназначалась для совместного моления монахов. Как правило, обильно украшалась интарсиями, резьбой и гобеленами.
Драпировка — декоративно собранные а складки завесы или одеяния на изображениях и скульптуре.
Драпри — занавеси со складками, преимущественно из тяжелой ткани.
Древо жилки — древнесирийский орнамент. Древообразный ствол увенчивается пальметтой, ветви также образованы стилизованными пальметтами. Этот мотив а различных вариантах встречается в восточном искусстве и на восточных коврах. В Европе прежде всего — в народном искусстве.
Дрессуар — резной посудный шкаф в эпоху Возрождения.
Друза — группа сросшихся друг с другом кристаллов.
Дуссак — рубящее оружие с коротким прямым однолезвенным клинком.
Жакоб — стиль мебели красного дерева, для которого характерна отделка бронзой или латунью.
Жирандоль — большой светильник, с несколькими кронштейнами который выставлялся на стол или помещался на стене.
Икебана — искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам икебаны.
Иконостас — в православном храме стена, отделяющая алтарь от остальной части церкви и уставленная иконами. В иконостасе три звери: центральная, двухстворчатая (царские врата) и две боковые (диаконские). Иконы на иконостасе размешены в соответствии с требованиями канона. Иконостас — высокохудожественное произведение христианской культуры.
Имари — гавань 8 Японии. Переносно: обозначение декоративной разновидности японского фарфора XVIII века.
Имитация — подражание кому-, чему-либо, воспроизведение с возможной точностью.
Импост — завершение столба, колонны или торца стены, служащее опорой для арки.
Инкрустация — вставка камня в камень или металла и других материалов в металл. Эта техника была известна еще в античности, где инкрустировались прежде всего стены. Она была принята также в Византии, но более всего в Италии.
Инталия — резной камень с углубленным изображением.
Интарсия — вставка дерева и другого материала (слоновой кости, кости, металла, перламутра и тд.) в дерево. Интарсией украшалась мебель в эпоху Ренессанса и прежде всего барокко.
Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее строение и убранство помещения, здания.
Кабашон — особая форма сильно выпуклой с одной стороны полусферы, придаваемая камням при шлифовке; камень с такой формой шлифовки.
Кабинет — 1. Комната для занятий, работы. 2. Комплект мебели для такой комнаты. 3. Помещение, оборудованное для каких-либо занятий, деятельности.
Кабриоль — изогнутые мебельные ножки, иногда в виде животного.
Камея — резной камень (часто слоистый) с выпуклым изображением.
Канапе — небольшой диван с приподнятым изголовьем.
Канаус — шелковая ткань полотняного переплетения.
Канделябр — большой подсвечник для нескольких свечей; подставка для электрических ламп, сделанных в виде свечей.
Каннелирование — рифление колонны или столба.
Каннелюра — вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры.
Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, расположенная между стволом опоры я горизонтальным перекрытием, антаблементом.
Кариатида — женская фигура, заменявшая в греческой архитектуре колонну в качестве опорного элемента. Встречается также в архитектуре ренессанса и в уменьшенных размерах в мебели.
Каркас — остов (скелет) какого-либо изделия или сооружения.
Кармазин — старинная тонкая суконная ткань красного цвета.
Карниз — L Архитектонический элемент. Горизонтальный профиль» выступающий из стены И ИСПОЛНЯЮЩИЙ как архитектоническую, так и конструктивную и декоративную функции. 2, Перекладина, на которую вешают шторы.
Картуш — лепное или графическое украшекие в виде не совсем развернутого свитка с загнутыми краями или щита, обрамленного завитками, на котором помешаются надписи.
Касапаика — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками.
Керамика — гончарное искусство — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).
Кессон — углубление, обычно квадратной или многоугольной формы, на потолке или внутренней поверхности арки,свода.
Киворий — 1. Несомый на четырех колоннах каменный алтарный навое, прежде всего в раннем средневековье (см.: балдахин). Иногда снабжен завесой, 2. Литургический сосуд с крышкой, в котором хранились остии.
Килим — первоначально китайский звериный мотив, напоминающий льва или самку оленя и встречающийся на персидских и других восточных коврах.
Кинжал — короткое колющее оружие с разнородным клинком (плоским, ромбовидным, трехгранным).
Киот — остекленная рама или шкафчик для икон.
Клирос (от греч. — часть) — возвышение перед иконостасом в русской православной церкви, на котором находятся певчие и чтецы.
Клинкер — искусственный камень высокой прочности, изготовляемый в виде кирпича из специальной (клинкерной) глины обжигом до ее спекания; применяется в дорожных покрытиях, для настилки полов,
Кнорпель — раннебарочный орнамент нидерландского происхождения, применявшийся прежде всего в резьбе. Название отвечает форме орнамента» составляемого из хрящевидных, вздутых, раковинообразных волют.
Коверкот — шерстяная или полушерстяная ткань высокой плотности с диагоналевым переплетением.
Колер — цвет краски, ее тон.
Коллаж — технический прием в изобразительном искусстве — наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, выполненное этим приемом.
Колонна — архитектонический элемент. Вертикальная опора, состоящая из базы, круглого ствола и капители.
Колорист — художник, умело использующий и сочетающий краски, мастер колорита.
Колорит — общий характер сочетаний цветов в картине, рисунке, экспозиции, интерьере.
Композитный ордер — сложный архитектурный ордер, характеризующийся главным образом капителью, в которой схема коринфской капители усложнена введением четырех ионических волют, поддерживающих се верхнюю часть (абак).
Композиция — последовательность изобразительных приемов, организующих целое художественное произведение, сложное или неоднородное по своему составу.
Компонент — составная часть чего- либо.
Компоновать — составлять из отдельных частей целое.
Консоль — 1, Балка, ферма и т.п. конструкция, жестко закрепленная одним концом (другой конец свободен). Например, консоль карниза, балкона. 2, Подставка для статуэтки, цветов, прикрепленная к стене.
Контражур — расположение источника света позади рассматриваемого объекта.
Контрфорс — вертикальная выступающая часть стены, способствующая ее устойчивости тем, что своим весом противодействует распору сводов, перекрывающих сооружение.
Коринфская капитель — завершение коринфской колонны или пилястры. Богато украшена волютами и а кайфом.
Коринфский ордер — архитектурный ордер, характеризующийся главным образом своей капителью, украшенной листьями аканта и завитками, поддерживающими углы абака.
Краб — пластическая декоративная форма готики на фронтонах, фиалах, башенках и т.д. Имеет форму свернутого листа.
Крестоцвет — пластическая декоративная форма готики на вершине фиалы. Имеет форму цветов и листьев,
Кретон — плотная, жесткая хлопчатобумажная ткань с цветным узором, применяется для обивки мебели или драпировок.
Кроки — набросок, быстро сделанный рисунок,
Кушетка — мягкая мебель часто без спинки или в виде кресла с удлиненным сиденьем для лежания, сидения.
Лавабо — сосуд для умывания с закрывающимся сливом. Выставлялся в сакристиях и служил для омовения рух духовенства. Первоначально использовался и в домашнем хозяйстве.
Ламбрекен — покров с языкообразно изогнутыми краями и, как правило, кисточками- В эпоху зрелого барокко и раннего рококо стал декоративным мотивом в пластике, живописи и архитектуре.
Лаубверк — плоский резкой мотив из широких листьев, применявшийся прежде всего в южнонемецкой мебели.
Лессировать — наносить тонкий слой прозрачной краски по просушенному нижнему слою краски для изменения тона,
Лизена — архитектонический элемент. Вертикальная полоса, выступающая из стены.
Линкруст — рулонный отделочный строительный материал с рельефным рисунком, изготовленный из бумажной основы, покрытой тонким слоем пластмассы; применяется главным образом для обивки стен.
Линолеум — материал для покрытия полов: изготовляется из полимерных материалов на упрочняющей (тканевой. пергаментной) или теплозвукоизоляционной основе.
Литопон — белый пигмент, смесь сульфида цинка и сульфата бария; применяется в качестве наполнителя в производстве красок.
Лоджия — помещение (ниша), уг- лубленное на фасаде здания, обычно открытое с одной стороны.
Ложе-клине (клине) — античный предмет мебели для возлежания и приема трапезы лежа со стола, который затем задвигали под клине.
Лотоса цветок — растительный орнамент, производное от цветка лотоса, встречающийся в искусстве Передней Азии в различных вариантах. В античности вместе с пальметтами составляет целый фриз.
Люминесценция — свечение веществ (люминофоров), а также красок на их основе.
Люстра — осветительный прибор, состоящий из нескольких ламп или пол- свечников, подвешенный к потолку.
Майолика — художественная керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью, например итальянская и испанская керамика XV и XVI вв.
Макет — модель чего-либо, предварительный образец в заданном масштабе.
Мансарла — жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
Маркетри — мелкая интарсия мебели.
Марш — часть лестницы между двумя площадками.
Маскарон — скульптурное украшение в виде человеческого лица или головы животного, срезанных плоскостью сзади.
Матовый — не имеющий блеска, в отличие от понятия “глянцевый".
Меандр — античный орнамент, названный по именованию малоазийской реки Меандр со множеством извивов Состоит из прямоугольно изломанной линии или спирали.
Медальон — 1. Изображение или рельеф овальной формы. 2. В златоделии — овальная подвеска с вкомпонованным в нее изображением. 3. Орнаментальный мотив овальной формы с различно профилированными бортами.
Меланж — совмещение в пряже волокон. окрашенных в разные цвета; ткань из такой пряжи.
Метопа — составная часть дорического ордера. Отдельные четырехуголь- ные блоки, преимущественно с рельефными украшениями, регулярно перемежающиеся на фризе с триглифами.
Миксбордер — многорядная посадка декоративных растений, подобранных в таком ассортименте, что их цветение продолжается с ранней весны до поздней осени; в многолетнем миксбордере виды растений подбирают по росту от низких на переднем плане до наиболее высоких на заднем плане.
Мир-и-бота — этот мотив, как утверждают, происходит от слепка со сжатого кулака, который служил восточным монархам в качестве печати. Имеет форму сосновой шишки и часто так и называется. Встречается на многих восточных коврах в центральном поле и на бордюре.
Михраб — молитвенная ниша в мечети. Воспроизводится на восточных молитвенных коврах.
Мишура — позолоченные или посеребренные металлические нити, идущие на парчовые ткани.
Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного плетения; в отделанном виде — ситец, мадаполам, муслин.
Модель — I. Первоначально форма для литья бронзовых предметов, преимущественно каменная, снабженная отверстием для воздуха. 2. Образец какого-нибудь изделия. 3. Уменьшенный макет чего-нибудь. 4. Тип, марка, конструкция.
Модильон — вид консоли, обычно в форме буквы S, поддерживающий выносную часть карниза.
Модуль — условная единица, составная часть, размер одного из элементов сооружения.
Мозаика — изображение и орнамент, выполненные из разноцветных материалов (стекла, камней, металлов, эмали, дерева и пр.), а также сами эти материалы.
Монолит — целая каменная глыба, а также сооружение или часть его, высеченные из этого камня.
Муар — плотная шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом различных оттенков.
Мулине — крученые нитки (шелковые, штапельные и т.п.) для вышивания, а также работа, выполненная этими нитками.
Муляж — слепок, точно передающий форму, цвет и строение поверхности предмета.
Настении — светильню: с волнистыми кронштейнами, помешался на стене, стенной облицовке или отдельных предметах мебели. Уже в XV веке появляется в светском интерьере и в эпоху рококо становится его необходимой составной частью.
Натюрморт — в изобразительном искусстве — изображение неодушевленных предметов» в отличие от портрета и пейзажа.
Нервюра — выступающее и профилированное ребро готического свода.
Неф — продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркадой на главный, более широкий и высокий, неф и боковые нефы; термин “неф” применяется и в гражданском строительстве»
Нефрит — плотный скрытокристаллический минеральный агрегат зеленого или белого цвета; ценный камень для художественных поделок.
Ниелло — рисунок, вырезанный на золоте или серебре и заполненный чернью.
Никелирование — нанесение на поверхность металлических изделий тонкого слоя никеля (серебристого твердого металла) для защиты изделий от коррозия и придания им красивого внешнего вида.
Ниша — углубление в стене для помещения украшений (статуй, ваз), мебели и т.п., преимущественно завершаемое фронтоном и обрамляемое эдикулой.
Нюанс — оттенок, едва заметный переход в цвете.
Овы — декоративный элемент греческой архитектуры. Беспрерывный орнамент, яйцевидные элементы которого перемежаются со стекловидными. С обеих сторон обыкновенно присоединяются штабики жемчуга (астрагал). Был заимствован ренессансом из античности и нашел применение также и в новое время.
Олифа — жидкое пленкообразующее вещество, применяемое для изготовления и разведения густотертых красок, шпаклевок и для грунтования окрашиваемой поверхности
Оннкс мраморный — микрокристаллическая разновидность минерала орагонита бело-желтого, зеленоватого цвета; поделочный облицовочный камень.
Опак — сорт белой глины, применяется для выделки посуды; белме гончарные изделия из такой глины похожи на тонкий фаянс.
Опал — минерал молочно-голубоватых цветов, ценный поделочный камень.
Оп арт — направление в современном искусстве, использующее оптические линейные и цветовые эффекты в декоративных целях.
Оранжерея — застекленное помещение для разведения или зимовки южных и других растений-
Ордер — один из видов архитектурной композиции; в классической архитектуре различают ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный).
Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Орнамент усиковый — орнаментальный мотив из побегов аканфового листа. Встречается в орнаменте всех времен.
Оттоманка — мягкий диван с подушками» заменяющими спинку» и двумя валиками.
Павильон — I. Небольшая легкая постройка, являющаяся частью дворцово-паркового ансамбля. 2. Постоянное или временное сооружение, предназначенное для выставочной экспозиции и др. целей»
Пагода — восточное культовое сооружение с несколькими крышами.
Падуга — горизонтальная внутренняя четверть — овальная отделка верка стены. Применяется взамен дорогостоящих тянутых карнизов.
Палаш — рубящее оружие с прямым, длинным, однолезвенным клинком.
Пальметта — орнаментальный мотив, производное от формы пальмового листа в плоскостной стилизации.
Пальметта Шах-Аббас — мотив пальметты простого линейного рисунка» встречающийся почти на всех восточных коврах.
Пандус — пологая наклонная площадка для въезда автомобиля к входу в здание или гараж.
Паиель — 1. Обшитая, облицованная или окрашенная нижняя часть стен внутри здания. 2. Плоский элемент сборной строительной конструкции. 3. То же, что тротуар.
Панно — часть стены, потолка, обрамленная лепниной, орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением; картина, барельеф, заполняющие часть стены.
Парапет — невысокая ограда, перила вдоль чего-либо, например, по краю крыши, на мостах и тл.
Паркет — материал в виде тонких планок (клепки) из древесины для настилки полов в виде какого-либо рисунка, а также пол из этих планок.
Паспарту — картонная рамка для портрета, гравюры.
Пастель — мягкие цветнме карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества, дающие ровный» мягкий тон; художественное произведение, исполненное такими карандашами.
Пастилаж — скульптурное произведение из размятой и обожженной глины.
Патина — тончайшая зеленоватосинего цвета пленка окисла, образующаяся со временем на предметах из меди, бронзы, латуни; либо окраска(например гипсовых).
Пегас — в античной мифологии крылатый конь, на котором Персей совершал свои героические деяния. Позднее превратился в символ поэтического вдохновения.
Пенаты — древнеримские боги, покровители домашнего очага, устанавливались вблизи него.
Пенделок — свободно висящая декоративная подвеска серьги, броши или другого украшения; каплевидные стеклянные подвески в люстрах и других светильниках.
Пергола — увитая растениями беседка или галерея в парке, состоящая из рядов каменных столбов или легких арок, соединенных обычно поверху решетками.
Периптер — здание, со всех сторон окруженное колоннадой.
Перистиль — колоннада, портик, галерея, окружающая площадь, двор, сад и т.п.
Перкаль — тонкая прочная полотняная хлопчатобумажная ткань, применяемая в основном для шитья наперников.
“Песочные часы” — орнаментальный мотив, встречающийся на бордюрах восточных ковров. Повторяющиеся, острием направленные друг против друга треугольники, напоминающие песочные часы.
Пнала — чашка без ручки, употребляемая в Средней Азии.
Пике — плотная хлопчатобумажная или из искусственного шелка ткань в рубчик, иногда с выпуклым узором.
Пилястра — архитектонический опорный элемент. Плоская колонна с базой и капителью, наполовину утопленной в стене.
Плаке — изделие из металла или дерева, покрытое тонкими листочками ценного металла (накладное серебро, золото) или пластинками ценных пород дерева.
Плафои — I. Потолок или часть его, украшенная живописью или рельефом. 2. Прозрачное или матовое стекло светильника.
Плинт — квадратная плитка, являющаяся нижней частью базы колонны или столба.
Плинтус — фигурный брусок, закрывающий щель между стеной и полом.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая с лицевой стороны на бархат.
Плювиаль — литургическое облачение католического священника, носившееся главным образом во время процессий. Возник на основе дождевика и имеет полукруглый вырез. Плювиаль застегивается пряжкой на груди. От капюшона сохранился еще декоративный щит на спинке.
Плюшшелковая шерстяная или хлопчатобумажная ткань с ворсом на лицевой стороне, более длинным, чем у бархата; применяется в основном как мебельно-декоративная или отделочная ткань.
Подиум, подий — ступенчатое возвышение.
Позумент — тесьма, обычно обшитая серебром или золотом. Применяется для украшения, в том числе мебели.
Полихромия — много цветность, особенно в отношении многоцветной окраски в помещении. Применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладных искусствах.
Полуколонна — архитектонический элемент, имеющий наряду с конструктивной функцией главным образом декоративное значение. Частично выступает из стены, база и капитель полукруглые.
Портал — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.
Портик — перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркой, образующее выступающую часть здания; часто оформляет главный вход.
Портьера — занавес из тяжелой материи на дверях и окнах.
Порфир — общее название для изверженных горных пород, характеризующихся выделением крупных кристаллов силикатов и кварца, вкрапленных в основную мелкозернистую массу, применяется как декоративный камень.
Постамент — подножие, основание памятника, статуи.
Пуантилизм — манера живописи мазками в виде точек.
Пуф — предмет мебели — низкое мягкое сиденье без спинки.
Пюпитр — подставка для нот, книг, тетрадей.
Рельеф — выпуклое изображение ка плоскости.
Репе — плотная ткань в мелкий рубчик.
Ригель — элемент в строительных конструкциях, расположенный преимущественно горизонтально: в каркасных зданиях соединяет колонны, в рамах стойки, в формах стропила на середине их высоты и т.л.
Ризалит — выступающая часть здания.
Рог изобилия — орнаментальный мотив. S-образно изогнутый рог с широким раструбом, наполненный цветами и фруктами. Появился еще в греческой античности в качестве атрибута богини Деметры. В орнаментике встречается прежде всего в эпоху Ренессанса и барокко.
Родонит — минерал розового цвета, ценный поделочный камень.
Розетка — орнаментальный мотив античного происхождения, симметрично скомпонованный цветок розы. Позднее появляется вновь — прежде всего в эпоху Ренессанса и в классицизме.
Рокайль — орнаментальный мотив рококо. Асимметричный раковинообразный орнамент в сопровождении, как правило, причудливых, скалообразных образований.
Рольверк — орнаментальный узор иа переплетенных друг с другом лент, дополняемый обыкновенно фигурными мотивами. Типичен для североевропейской резьбы н лепнины зрелого ренессанса и маньеризма.
Ротонда — круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами.
Руст — грубо отесанный камень, употребляемый в облицовке стен, либо его имитация.
Рюклакен (оборотное полотно) — узкий, длинный гобелен, помещавшийся сзади на верхней части спинки кресел духовенства.
“Рюмки — орнаментальный мотив на восточных коврах. Имеет форму конического сосуда с ножкой, повторяющимися рядами заполняющего бордюр.
Сабля — рубящее оружие с длинным загнутым клинком.
S-орнамент — геометрический мотив в форме латинской буквы, встречающийся с первобытных времен в самых разных модификациях.
Салон — парадная гостиная, комната для приема гостей.
Саркофаг — украшенный рельефами или живописью гроб, первоначально из камня, позднее также из другого материала. Его развитие можно проследить с античности, расцвет приходится на раннехристианскую эпоху.
Свод — архитектурная пространственная конструкция, перекрытие выпуклой формы. Различают цилиндрический, крестовый, сомкнутый, зеркальный н купольный (парусный) своя.
Секретер — письменный стол с полочками и ящиками сверху; небольшой книжный шкаф с откидной или выдвижной доской, заменяющей стол.
Селадон — вид китайской фарфоровидной керамики с бледной серовато- зеленоватой глазурью.
Селенит — минерал, разновидность гипса, в виде тонких волокон белого или розоватого цвета с красивым шелховистым блеском; применяется для художественных поделок.
Сарацинский трилистник — растительный орнамент сарацинского искусства. Чаще всего встречается в бордюрах старых персидских ковров.
Сервант — шкаф с застекленными палками для хранения посуды, столового белья и приборов.
Сервиз — полный набор столовой и чайной посуды с единым художественным оформлением, рассчитанный на определенное количество человек.
Силен — в греческой мифологии спутник Диониса. Изображается в виде старого тучного сатира.
Силуэт — плоскостное изображение человека или предмета в виде теневого профиля или очертаний.
Символ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею или понятие; опознавательный знак.
Симметрия — соразмерность, полное соответствие правой и левой частей целого относительно средней линии, называемой осью симметрии.
Сирены — сказочные образы античной мифология. Заманивали своим пением всех мореплавателей, проплывающих вблизи их острова.
Скъявона — первоначально палаш далматской кавалерии Венецианской республики.
Смальта — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ.
Собака бегущая — орнаментальный мотив античности, применяющийся также в узорах восточных ковров.
Солярий — специально оборудованная площадка, место принятия солнечных ванн.
Софа — низкий широкий диван.
Софит — I. Обращенная книзу поверхность потолочной балки, аркв, вы- косного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку. 2. Театральная осветительная аппаратура.
Статуэтка — маленькая статуя.
Статуя — скульптурное изображение человеческой фигуры или животного, обычно помещаемое на постамент.
Стаффаж — второстепенные элементы живописной композиции, например человеческие фигуры в пейзаже,
Стеллаж — многоярусное устройство, состоящее из стоек с полками.
Стенд — щит, стойка, где размещены экспонаты либо графические материалы.
Стилизация — подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам.
Стрел наконечники — мотив тюркских и кавказских ковров, применяющийся на бордюрах и уподобляющийся наконечникам стрел или клинописи.
Сфинкс —сказочный образ, возникший первоначально в культуре Ближнего Востока. В Египте у него львиное тело с человеческой (мужской, царской) головой; в Греции — наполовину львиного, наполовину женского облика.
Тамбур — 1. Барабан купола. 2. Небольшая пристройка к зданию для защиты от ветра и холода.
Тахта — широкий диван без спинки.
Твид — пестротканая шерстяная или вигоневая ткань с диагональным переплетением нитей.
Терракота — разновидность керамики из обожженной цветной глины без глазури.
Торс — туловище человека; изображение туловища человека в скульптуре, живописи.
Торшер — осветительный прибор на высокой подставке, стоящей на полу, напольный светильник.
Торшон — рельеф в виде соломенной плетенки.
Трафарет — пластина с отверстиями для нанесения рисунка на стену.
Трельяж — 1. Трехстворчатое зеркало. 2. Тонкая решетха для вьющихся растений.
Триглиф — архитектонический элемент дорического ордера. В чередовании с метопами образует фриз. Состоит из блоков, разделенных вертикальными бороздками.
Триптих — 1. Складная икона (складень) с тремя створками. 2. Произведение искусства из трех картин, рисунков и т.п., объединенных одной темой или сюжетом.
Трофей — первоначально античный памятник победы из захваченного оружия. Позднее орнаментальный мотив, в котором совмсшсны оружие и доспехи.
Трюмо — 1. Высокое стоячее (первоначально простеночное) зеркало. 2. Орнаментально обработанный простенок.
Туалет — столик с зеркалом и ящиками, за которыми причесываются и т.п.
Тюль — легкая прозрачная сетчатая или узорчатая кружевная ткань.
Урна — сосуд различной формы, в котором хранился прах умершего. Изготовлялась преимущественно из керамики, стекла или металла.
Фавн — римский бог плодородия, покровитель земледелия и животноводства. В греческой мифологии — Пан. Изображается в виде человека с рогами и хвостом, облаченным часто в козью шкуру.
Фахсимиле — точное воспроизведение картины при помощи фотомеханической репродукции (факсимильная репродукция) .
Фальтверк — изящной резьбы плоскостной орнамент на мебели, напоминающий схладки. Во времена поздней готики нашел распространение в странах, где изготовлялась прежде всего мебель из дуба.
Фанерование — оклеивание деревянных изделий шпоном для их упрочнения и улучшения внешнего вида; применяется при изготовлении мебели и облицовочных материалов.
Фарфор — искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины (каолина) с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и др., а также изделия из такой массы, дважды обожженные и покрытые глазурью; разновидность керамики.
Фаянс — белая или цветная масса из особых сортов глины с гипсом и другими примесями; изделия из такой массы, обожженные и покрытые глазурью; разновидность керамики.
Феникс — мифологическая птица средневековья, самосжнгающаяся и обновленной выходящая из пепла. Стала символом христианства и символизировала Воскресение и бессмертие Христа.
Фернамбук — цезальпиния ежовая — бразильское дерево с очень твердой желто-красной древесиной, которая при высыхании делается темно-красной (красное дерево); употребляется для производства ценной мебели.
Фестон — I. Пластический или живописный орнаментальный мотив. Подвески из гирлянд, цветов и листьев, переплетенные лентами и пр. Встречается в орнаментике античности, ренессанса, барокко и классицизма. 2. Один из зубчиков (часто округлой формы) по краю занавески и т.д.
Фешенебельный — отвечающий требованиям лучшего вкуса и моды, изысканный.
Фиала — элемент готической архитектуры. Остроконечная башенка над контрфорсом или по обеим сторонам вимперга. Пирамидальное завершение отделано крабами и заканчивается крестоцветом. В уменьшенном виде фиала встречается также в готическом прикладном искусстве.
Филенка — в деревообработке тонкая доска или фанера, вставленная в раму (например — дверную), в архитектуре — часть поля стены, пилястры или двери, обведенная рамкой или углубленная.
Филигрань — вид ювелирной техники, изготовление художественных изделий, напоминающих по виду плетеное кружево, а также такие изделия.
Флер — тонкая, прозрачная (обычно шелковая) ткань, создающая пелену или покров таинственности.
Флехтверк — геометрический орнамент из правильно переплетенных лент, покрывающих или всю поверхность, или только борт. Был известен уже в античности.
Флигель — боковая пристройка к дому; небольшой отдельный дом во дворе большого здания.
Флорариум — то же, что и аквариум, но с растениями и грунтом.
Флуоресценция — один из видов люминесценции — явление свечения некоторых веществ после освещения их светом.
Фойе — помещение для отдыха.
Фон — в живописи, композиции, орнаменте — та часть поверхности, на которой смотрятся элементы композиции, орнамента рисунка.
Фреска — живопись стен водяными красками по сырой штукатурке.
Фриз — I. Средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. 2. Кайма, бордюр стены, пола, потолка, ковра и т.п.. обычно украшенные сплошным орнаментом.
Фриз арочный — пластический мотив романской архитектуры. Регулярно повторяющийся арочный мотив различного профиля.
Фронтон — завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена по бокам скатами крыши, а у основания карнизом.
Фужер — большой бокал на высокой ножке.
Фундамент — подземная или подводная часть здания (сооружения), воспринимающая нагрузки и передающая их на основание. Различают фундаменты ленточные, столбчатые, сплошные, свайные. Бывают монолитные и сборные. Материал — бетон, железобетон, камень (бут), дерево.
Химера — в греческом мифе чудовище, извергающее огонь, спереди в виде льва, посередине — козы и сзади — змеи.
Холл — 1. Большое помещение для ожидания. 2. Главное, самое большое помещение в традиционной планировке английского дома, служащее местом собрания семьи и приема гостей.
Хрусталь — сорт стекла с высоким содержанием окиси свинца (или окиси бария), отличается большой прозрачностью, особым блеском, красивым звоном; изделия из такого стекла.
Царга — рама столов и сидений усовершенствованной мебельной конструкции времен поздней готики.
Цоколь — основание стены или столба, обычно профилированное.
Цокольный этаж — нижний этаж здания, оформленный как цоколь вышележащих этажей, в отличие от подвала верхняя часть цокольного этажа возвышается над поверхностью земли.
Черное дерево — несколько видов тропических деревьев, главным образом семейства эбеновых, из древесины которых изготовляют мебель, духовые инструменты и т.д.
Чернь (ниело) — техника украшения изделий из металла. В процарапанный орнамент вплавляется черная масса из серебра, олова, меди, бора и серы. Эта техника применялась в особенности в изделиях из серебра и была известна еще в античности,
Чесуча — шелковая ткань полотняного плетения, имеет желтовато-песочный цвет и вырабатывается из особого рода шелка (туссора).
“Чи” — орнаментальный мотив восточных ковров, напоминающий маленькое сжавшееся облачко. Символ неувядания, первоначально — китайский.
“Чинтамани" — орнаментальный мотив преимущественно малоазийских ковров. Первоначально знак Будды. Три шара составлены в один треугольник.
Чуригерризм — художественное направление в испанском искусстве, названное по имени испанского архитектора Хосе Чуригерры (1650 — 1723). Этот стиль характеризуется богатой архитектонической пластикой. Декоративные украшения здесь целиком заслоняют тектонические элементы.
Шаблон — чертеж архитектурных деталей, профилей, выполненный а натуральную величину.
Шале — в горах Швейцарии — сельский домик; в некоторых зарубежных странах небольшой загородный дом, дача.
Шевалье-глас (псише) — зеркало в рост человека на подставке со звериными лапами. Типично для французского и английского ампира.
Шинуазри — мода зрелого барокко (еще раз повторившаяся в Европе). Оказала влияние на орнаментику рококо, прежде всего в прикладном искусстве и декоративной живописи мотивами, заимствованными с китайских и японских образцов.
Ширма — складная комнатная перегородка.
Шпага — колющее оружие с длинным узким клинком преимущественно ромбовидного сечения.
Шпалеры — I. Ряды подстриженных кустарников или деревьев по бокам дороги. 2. Безверсные настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями.
Шпон — тонкая лента древесины, получаемая лущением — срезанием слоя древесины с вращающегося отрезка ствола дерева; применяется для изготовления фанеры и фанерования при изготовлении мебели или отделочных материалов.
Шпунт — в столярном деле продольный вырез в ребре доски для плотного соединения досок между собой.
Штабик медальонов — орнаментальный мотив. Состоит из медальона с проходящим через середину его стержнем. Использовался в восточных коврах для заполнения середины внутреннего поля.
Штабик бус (астрагал) — декоративный элемент, прежде всего античный, но также и более поздней архитектуры, Полукруглая, бабко- или жемчугообразная палочка (пруток, стержень) или обод, разделяющая друг от друга различные архитектурные обломы.
Штоф — стеклянная бутылка объемом 1,23 л; русская единица объема до введения метрической системы.
Штоф — плотная одноцветная ткань с крупным узором, идущая на портьеры, обивку мебели и т.п.
Эдикула — архитектонический элемент из колонн или пилястр, балки и фронтона, членящий стену, обрамляющий порталы и окна или заключающий в себе алтарь или иное изобразительное произведение.
Экзоты — растения, вывезенные из стран с климатом, резко отличным от климата страны, в которую они ввезены.
Экспозиция — выставка произведений искусства либо иных предметов, подобранных на определенную тему.
Экспонат — произведение искусства или предмет экспозиции.
Эмаль — прочное стеклообразное покрытие, закрепляемое обжигом; бывает прозрачной и непрозрачной; применяется на керамических, стеклянных и металлических изделиях.
Эмблема — рельефное украшение — условное изображение какого- либо понятия, идеи.
Энкаустика — живопись восковыми красками.
Эписталь — то же, что архитрав.
Эркер — фонарь, имеющий окна, полукруглый или многогранный выступ в стене.
Эскиз — предварительный набросок.
Эстамп — оттиск художественного изображения с печатной формы, выполненной при участии автора.
Этажерка — небольшой предмет мебели, состоящий из ряда полок, расположенных одна над другой на стойках, часто декоративно выполненных.
Этюд — в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущей картины, выполняемый с натуры.
Яшма — осадочная порода из разных минералов; отличается разнообразием окрасок, часто причудливым рисунком; применяется для художественных поделок (чаши, вазы и т.п.)