Язык быстрого доступа

Загадочный квадратик из черных и белых пикселей все чаще попадается нам на глаза. Если раньше его можно было увидеть разве что на обратной стороне ноутбука, то теперь нет-нет да и увидишь такой на рекламном щите или в журнале.

Этот квадратик - двухмерный, или матричный, штрихкод, младший брат обычного, линейного штрихкода. Называется он QR-код, от английского Quick Response - быстрый отзыв. Это еще один, более современный способ графического представления цифровой информации. От старшего брата он отличается гораздо большей вместимостью - до 4 тыс. символов против всего 20-30 у линейного штрихкода.

Изобрели QR-код в 1993 г. в Японии, и долгое время он оставался таким же техническим средством, как и все остальные штрихкоды. Применяли его в основном для маркировки автомобильных деталей. Новая жизнь QR-кодов началась там же, в Японии, в начале 2000-х гг. с распространением так называемых камерафонов - мобильных телефонов со встроенной фотокамерой.

Телефон с помощью специальной программы расшифровывает код, отснятый камерой. В результате хозяин телефона получает фрагмент текста, контактную карточку или интернет-ссылку. Резонный вопрос: зачем все так усложнять? Разве нельзя текст, контактную информацию или ссылку написать обычным способом, с помощью букв и цифр? Этот вопрос требует довольно пространного ответа.

Во-первых, текст в 3-4 тыс. знаков (примерно как эта статья) занимает гораздо больше места, чем квадратик самого крупного QR-кода размером 177x177 пикселей. Конечно, такие объемы текста зашифровывают редко, но даже если это всего 200-300 знаков (одна фраза), разница все равно существенная.

В случае с контактной карточкой имя, телефон и прочие данные, содержащиеся в QR-коде, можно сразу вставить в записную книжку телефона. Это гораздо проще, чем переписывать эти данные вручную, например, с визитной карточки.

По интернет-ссылке, зашифрованной в QR-коде, можно сразу перейти, не переписывая ее в адресную строку броузера (конечно, если у вас есть мобильный интернет). Ссылки, пожалуй, самый интересный пример использования матричных кодов. Каждый QR-код оказывается дверцей в интернет, которую теперь можно встретить практически где угодно.

За прошедшие 10 лет QR-KO- ды превратились из простых маркеров для товаров в самый распространенный способ передачи информации.

В Японии ими помечают даже могильные камни на кладбище.

Постепенно этот язык для мобильных телефонов распространяется и на другие страны. В этом году он появился и у нас, но пока еще встречается редко, в основном в рекламе. Хотя нетрудно себе представить, сколько полезных данных можно сделать общедоступными с помощью QR-кодов, включив их в городскую среду. Например, прямо на зданиях можно размещать кадастровую информацию или,как сделали недавно во Львове, сведения о памятниках истории и архитектуры и других интересных объектах - сразу на нескольких языках.