Швейцарская экспозиция была одной из самых необычных на Венецианской биеннале архитектуры 2010 года. Ее автор, известный инженер-мостостроитель Юрг Концетт, представил подборку фотографий примечательных мостов и других сооружений, позволяющих передвигаться по гористому швейцарскому ландшафту: туннелей, подпорных стенок и т.д. Черно-белые фотографии, выполненные Мартином Линси, подчеркивают связь этих объектов инженерной инфраструктуры с ландшафтом. В большинстве это исторические постройки, что вводит тему культурного наследия и проблему приспособления его к современным требованиям.

Концетт и Линси совершили своего рода паломничество по горным дорогам своей страны. Разделы выставки соответствуют местностям, а их последовательность определяется очередностью поездок, начиная с долины Зиттертобель между Сен-Галленом и Херизау зимой и заканчивая перевалом Зустен ранним летом.

Завершает выставку зал, посвященный пешеходным мостам, спроектированным Юргом Концеттом (в составе фирмы Conzett, Bronzini, Gartmann) для нового походного маршрута Виа Сплуга, проложенного при его участии вдоль горной речки Флембах.

К выставке в Венеции была выпущена книга «Ландшафты и постройки. Персональный инвентарь Юрга Концетта, запечатленный Мартином Линси». Мы публикуем в сокращенном виде вступительное эссе из этой книги и подборку фотографий.


Ландшафт и человек

В первом же месте, долине Зиттертобель, мы столкнулись с особенностями ландшафта и его восприятия, которые, как оказалось, свойственны и другим местам, где мы оказались в дальнейшем. Так, вид города приобретает определенную монументальность, если смотреть на него сверху вниз, с изгиба спускающегося к нему моста (например, моста через реку Ааре в Аарбурге, рис. 1).

Фотографии также документируют способность инженерных сооружений отзываться на проблему взаимодействия с историческим наследием. Хорошим примером является железнодорожный мост через реку Зиттер: опоры виадука у облицованы местным камнем, но о современности конструкции говорит параболическая форма высоких арок, отличающихся от полуциркульных римских (рис. 2).


Традиция использования местных материалов и методов строительства проявилась и в новом мосту в деревне Вальс, где сочетание бетона с вальсовским гнейсом создает удивительно сильный эффект. Смелое расположение моста крепко связывает его со старинной застройкой деревни. 139

Многие мосты, спроектированные Александром Саррасеном [Alexandre Sarrasin], являются очень личной реакцией на построенный в 1914 году виадук Лан- гвиз (рис. на этой странице), который продолжал влиять на строительство железобетонных арочных мостов вплоть до середины семидесятых годов. В разительном контрасте с этой моделью Саррасен применял конструкции, геометрия которых способна гибко приспосабливаться к конкретным условиям. Нередко он использовал необычную комбинацию совершенно разных конструктивных элементов: например, дорожное полотно могло быть решено как безбалочное перекрытие с опорами, покоящимися на похожих на фермы усиленных ребрах арок. Железнодорожный виадук в Сембранше - прекрасный пример мышления Саррасена (рис. 3): несколько раз меняя угол наклона, виадук органично опоясывает деревню, как бы вторя - двадцать лет спустя - идее «качающейся дороги», выдвинутой в тридцатые годы ландшафтным архитектором Альвином Зайфертом [Alwin Seifert].

Зайферт считал, что при строительстве дорог нужно учитывать художественные особенности окружающего ландшафта. Его идеи внесли значительный вклад в модернизацию дорог на горных перевалах Швейцарии. Предложенная Зайфертом методика строительства подпорных стен проявляется впоследствии в работах РиноТами [Rino Tami], архитектора, принимавшего участие в строительстве автострады в Тичино. Верхняя кромка подпорной стенки автострады следует параллельно дорожному полотну; стена идет уступами, а разница по высоте между участками сглаживается посредством коротких скатов. Тами принимал участие на всех этапах строительства автострады, начиная от проекта прокладки трассы и заканчивая устройством скамеек на станциях технического обслуживания. Художественный подход к задаче подтверждается тем, что на протяжении магистрали он предусмотрел несколько видовых площадок. При этом Тами принимает в расчет взгляд не только водителя, но и жителей соседних деревень, перед которыми открываются впечатляющие виды, например на входы в горные тоннели (рис. 4).

Не всегда проектные решения в отношении ландшафта бывают столь очевидны, как в работах Тами. Многие мосты на первый взгляд кажутся совсем простыми, хотя на самом деле спроектированы с учетом окружающей местности. Иногда ландшафтному архитектору достаточно найти точное положение опор и береговых устоев; на самом деле, это один из важнейших вопросов в проектировании мостов. Например, пролеты между опорами, выбранные для виадука в Гольдахе на трассе рядом с Боденским озером, шире, чем это необходимо с утилитарной точки зрения. В результате опоры моста кадрируют более крупные куски пейзажа. Сама конструкция, состоящая из покоящейся на призматических опорах единой балки коробчатого сечения, играет роль своеобразной театральной декорации. Для послевоенного мостостроения вообще характерны стройные конструкции с широкими пролетами между опорами.

Сдержанность, обнаженность конструкций, абстрактность и другие подобные качества, ранее вызывавшие только неодобрение, вполне соответствовали современным вкусам 1940-1950-х гг., как отмечал Эмиль Шубигер [Emil Schubiger] в комментариях на тему собственного моста со сквозными фермами в долине Нальпс (1958, фото на этой странице). 141



Строительство в ландшафте может иметь дело не только с чистой природой, но и с городской средой или с существующими вблизи от участка рукотворными сооружениями. Стальному мосту через реку Ройс, ведущему к городку Меллинген, придали форму предшествовавшего ему деревянного моста, чтобы не нарушить исторических видов города. Такая форма противоречит конструкции: стальная ферма должна к середине расширяться, а не сужаться, - но мост все равно с успехом выполняет свою функцию - в отличие от множества других примеров, когда авторы транспортных сооружений пошли на компромисс в угоду существующему контексту. Пример успешного ансамбля - Набережный мост в Цюрихе, металлическая конструкция которого модифицирована таким образом, чтобы повторить силуэт рядом стоящего каменного Мюнстерского моста. Мосты через Рейн в Рейнфельдене и Лауфенбурге, построенные Робером Майяром [Robert Maillart] совместно с архитектурной фирмой Joss & Klauser перед началом Первой мировой войны, можно отнести к числу выдающихся сооружений, воздвигнутых в эпоху HeimatstiP, местного варианта Движения искусств и ремесел. Для взаимодействия мостов с окружением немаловажно то, как их мостовые и ограждения входят в город, а также то, как организованы пешеходные дорожки там, где сплошные ограждения уступают место ажурным перилам.

«Синтетическое произведение искусства», ключевое понятие эстетики эпохи модерна. - Прим. ред.

Особой темой является сохранение исторических мостов. Железнодорожные пути каменных виадуков Ретороманской железной дороги были укреплены и расширены так, что это почти незаметно снаружи. Данные работы проводились в тесном и активном сотрудничестве между железнодорожной компанией, государственными органами, отвечающими за сохранение исторического наследия, и независимыми экспертами.

Реконструкция моста через речку Валлембер в Энгадине - пример более активных изменений. Здесь каменный мост был расширен при помощи бетонной конструкции так, что расположение и форма опор новой конструкции, дополняющей старый мост, выглядит весьма привлекательно.

В память о недавно скончавшемся Вальтере Цшокке [Walter Zschokke], написавшем диссертацию о строительстве дороги через перевал Зустен, авторы посетили эту наиболее смелую в архитектурном смысле горную дорогу Швейцарии. Дорога в Высоких Альпах, следуя весьма извилистой траектории, по мере изменения уклона полотна постоянно открывает все новые панорамы ландшафта. Достойно внимания декоративное оформление порталов коротких тоннелей, иногда следующих один за другим, а также деталировка дорожного полотна и ярко выделяющиеся четырехугольники бордюрных камней. В общем и целом эта дорога-самый настоящий Gesamtkunstwerk.